- алексия
-
(от греч. а — отрицат. частица, lexis — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.-Хомская Евгения Давыдовна
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- алексия
-
— нарушение чтения, расстройство способности чтения — неумение прочесть текст, несмотря на грамотность; или неспособность овладеть процессом чтения. Возникают при поражении различных отделов коры полушария левого (у правшей). В зависимости от области поражения коры выделяются различные формы алексин.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- алексия
-
Этимология.
Происходит от греч. а - отрицательная частица + lexis - слово.Категория.Нейропсихологическое нарушение.Специфика.Нарушение процесса чтения или овладения им. Возникает при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей).Виды.• оптическая алексия возникает при поражении затылочных долей коры головного мозга, вследствие нарушения зрительного восприятия. При этом не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия);• односторонняя оптическая алексия возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария. При этом игнорируется одна из половин текста (чаще левая) при незамечании своего дефекта;• слуховая (височная) алексия возникает при поражении коры височной области левого полушария, вследствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей). Выступает как одно из проявлений сенсорной афазии;• кинестезическая (афферентная) моторная алексия возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушений кинестезической основы речевого акта. Выступает как проявление афферентной моторной афазии;• кинетическая (эфферентная) моторная алексия возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушения кинетической, сукцессивной организации речевого акта. Выступает как проявление эфферентной моторной афазии.• при поражении коры лобных долей мозга, когда нарушаются регулирующие механизмы, смазывается избирательность всех психических процессов, возникает особая форма алексии, которая проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- АЛЕКСИЯ
-
(от греч. а — отрицат. частица + lexis — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. См. также Дислексия.При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая А.), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняя оптическая А., когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария.При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая (височная) А. как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих слуховой А., наблюдается «угадывающее чтение».При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта кинестезическая (афферентная) моторная А. как проявление афферентной моторной афазии. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической (эфферентной) моторной А., входящей в синдром эфферентной моторной афазии (см. Афазия). Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к др., возникают речевые персеверации.При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т. ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А., которая является одним из следствий алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом. (Л. С. Цветкова.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.