- афазия
-
(от греч. а — отрицат. частица и phasis — проявление) — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Выделяют семь форм А., каждая из к-рых связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.-Хомская Евгения Давыдовна
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- афазия
-
— полная или частичная утрата способности речи; нарушение речевое, возникающее при локальных поражениях коры полушария левого мозга головного (у правшей). Представляет собой системное расстройство различных видов деятельности речевой. Проявляется в нарушениях фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарных форм слуха. Согласно представлениям нейролингвистики, афазия — системное нарушение, складывающееся:1) из первичного дефекта;2) из вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта;3) из функциональных перестроек работы мозга головного, направленных на компенсацию нарушенной функции.Выделяются семь форм афазии, каждая из коих связана с нарушением одного из факторов, лежащих в основе деятельности речевой, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса:1) афазия сенсорная — нарушение слуха фонематического — способности различения звукового состава слов: трудности понимания речи устной, письма под диктовку;2) афазия акустико-мнестическая — нарушение слухоречевой памяти, проявляется:a) в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях — быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и пр.;b) в виде трудностей, возникающих в речи устной и при письме под диктовку — поиск нужных слов, вербальные парафазии;3) афазия оптико-мнестическая, в основе коей лежит нарушение памяти зрительной (см. память сенсорная); проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий;4) афазия семантическая — нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций, например — брат отца, отец брата, весна перед летом и прочее; сочетается с нарушениями счета и пространственного мышления;5) афазия моторная афферентная — нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от расстройства различения близких артикулем (артикуляционных движений); при этом бывает нарушено письмо самостоятельное и под диктовку;6) афазия моторная эфферентная — нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое от инертности речевых стереотипов;7) афазия динамическая — нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляется в нарушениях планирования речи; характерно нарушением связной устной и письменной активной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- афазия
-
Этимология.
Происходит от греч. a - отрицательная частица + phasis - высказывание.Категория.Системное нейропсихологическое нарушение.Специфика.При этом могут быть затронуты фонематическая, морфологическая и синтаксическая структуры активной и пассивной речи.Обусловливание.Вызываются локальными поражениями коры левого полушария (у правшей).Виды.По классификации А.Р.Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм:• сенсорная афазия, впервые описанная К.Вернике в 1874 г., возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов;• акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В ее основе лежит нарушение слухоречевой памяти;• оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов;• семантическая афазия, впервые описанная Г.Хэдом в 1926 г., возникает при поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей). В ее основе лежат дефекты симультанного анализа и синтеза;• афферентная моторная афазия, впервые описанная О.Липманном в 1913 г., возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов;• эфферентная моторная афазия, впервые описанная П.Брока в 1861 г., возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов;• динамическая афазия, впервые описанная К.Клейстом в 1934 г., возникает при поражении средне- и задне-лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- АФАЗИЯ
-
(от греч. а — отрицат. частица + phasis — высказывание) — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности (см. Речи расстройства). Проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм А., каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.Сенсорная А. возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы А. характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и др. виды речи. Впервые описана К. Вернике (1874).Акустико-мнестическая А. обнаружена при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти. Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление 2 речевых сообщений и т. д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазии), затруднений письма под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма А. в работах Лурия.Оптико-мнестическая А. вызывается поражением задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана Лурия как один из вариантов амнестической А.Семантическая А. возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов; ТРО — сокр. от temporal — parietal-occipital) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и «квазипространственных» отношений). Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над, под, слева, справа и т. д. Данная форма А. сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана Х. Хэдом (1926).Афферентная моторная А. возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов (см. Кинестезии речевые). Проявляется в виде нарушения произношения слов, замены одних звуков др. (см. Литеральная парафазия) вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Др. виды речи страдают вторично. Впервые описана О. Липпманном (1913).Эфферентная моторная А. связана с поражением нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на др. вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются др. виды речи. Эфферентную моторную А. следует отличать от дизартрии. Впервые описана П. Брока (1861).Динамическая А. возникает при поражении средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи. Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку. Впервые описана К. Кляйстом (1934) под названием «дефект речевой инициативы».В целом, согласно взглядам Лурия, А. делятся на 2 категории: парадигматические и синтагматические. 1-е связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т. д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; 2-е связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга. (Е. Д. Хомская.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- Афазия
-
Частичная или полная потеря речи в результате травмы головного мозга. Существует несколько различных видов афазии.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.