- ДИСЛЕКСИЯ
-
(англ. dyslexia; от греч. dys — повреждение + lexia — речь) — существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными показателями умственного развития. Ср. Алексия. Син. Д. развития (developmental dyslexia). Имеются данные о существовании наследственного фактора Д. Предполагается, что одной из причин Д. м. б. задержка в развитии латерализации функций головного мозга. (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- Дислексия
-
Термин имеет два близких значения. Более распространен термин «эволюционная дислексия», описывающий затруднения в приобретении навыков устной и письменной речи, которые считаются следствием аномалий в развитии ребенка. Согласно некоторым оценкам, 2—4% детей в возрасте 10 лет проявляют заметные признаки дислексии. Во втором, менее распространенном значении термина, речь идет о «приобретенной дислексии», когда языковые навыки повреждаются в результате инсульта или травмы головного мозга. Здесь мы рассмотрим только первый тип дислексии, для которого характерны следующие симптомы:• Затрудненное чтение или произношение, которое не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения.• Неуверенное различение левой и правой стороны.• Путаница в написании букв «б» и «д».• Существенные трудности в запоминании арифметических таблиц.• Неспособность правильно назвать простую послсдовательность (например, месяцы или времена года).Психологи обычно сталкиваются с трудностями при различении симптомов дислексии у здоровых детей с плохими навыками чтения и письма. Диагноз дислексии более вероятен, если ребенок проявляет необычную слабость в этой области по сравнению с другими навыками (особенно по сравнению с общим уровнем умственного развития).
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.