ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)
-
разработан
Л.
С.
Выготским и связан с его теорией развития
высших психических функций. Впервые был применен Выготским,
А.
Р.
Лурия и
А.
Н.
Леонтьевым при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти (конец 1920-х гг.). Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали 2 основных положения: 1) специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические орудия-средства —
знаки (в т. ч. символы,
язык, меры,
сенсорные эталоны и т. п.); 2) всякий психический процесс возникает и функционирует в 2 планах — социальном и психологическом, или, как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти Выготского Э.-г. м. с успехом применялся в многочисленных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха Леонтьевым, в исследовании произвольных движений
А.
В.
Запорожцем, при изучении закономерностей развития восприятия
Л.
А.
Венгером и др.). Существенный вклад внес
П.
Я.
Гальперин, разработавший методику и
теорию поэтапного формирования умственных действий, а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (
внимание, симультанное восприятие и т. п.). Выготский предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусственных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс (возрастного) развития. С 1960-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме
экспериментального обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие (
В.
В.
Давыдов,
Д.
Б.
Эльконин и др.). См. также
Обучающий эксперимент,
Развивающее обучение.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
Полезное
Смотреть что такое "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)" в других словарях:
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. Педагогическая психология, Экспериментально генетический метод исследования психического развития. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
Выготский Лев Семенович — (1896–1934) российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка)… … Большая психологическая энциклопедия
педагогическая психология — (от греч. pais (paidos) дитя и ago веду, воспитываю) отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно… … Большая психологическая энциклопедия
Психологическая мысль — Возникновение научных психологических представлений в России относится к XVIII в., когда они приобретают теоретические основания, постепенно освобождаясь от сковывающей религиозной оболочки. Однако зачатки психологических знаний появляются… … Русская Философия. Энциклопедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — Возникновение научных психологических представлений в России относится к XVIII в., когда они приобретают теоретические основания, постепенно освобождаясь от сковывающей религиозной оболочки. Однако зачатки психологических знаний появляются… … Русская философия: словарь
ВЫГОТСКИЙ — Лев Семёнович [5(17). 11.1896, Орша, 11.6.1934, Москва], сов. психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путём сведения высших форм поведения к низшим элементам, В. разработал культурно историч. теорию развития… … Философская энциклопедия
обучающий эксперимент — Категория. Форма естественного эксперимента. Специфика. Характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний … Большая психологическая энциклопедия
СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — (англ. research designs in development psychology) общий принципиальный путь организации исследования. Различаются след. основные стратегии. Трансверсальная стратегия, или стратегия поперечных срезов (см. Срезов стратегия), при которой изменения… … Большая психологическая энциклопедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия