Я это:

Я
— понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою идентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

Я
— сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — в отношении прошлого, настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в деятельности предметной внешний мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро личности. Я — одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Согласно Фрейду, Я выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте — как структура, задача коей — найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипа), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью. Образуется как модификация части Оно, целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира.
Я — это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира. Несмотря на непосредственную связь с сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его ядро — всегда бессознательно. «Несчастное существо», пребывающее в услужении у трех господ, трех тиранов — внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейший успех развития Я — переход от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение и жизнь. Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир. Я черпает свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Я вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии. При этом во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. Я с появлением Сверх-Я становится своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я. В травматической ситуации этого внутреннего конфликта вырабатывает защиты психологические — особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. В этой ситуации Я часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты Оно с реальностью. В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Я
(Seit)
Чувство собственной идентичности и осознание личной уникальности. «Я» формируется в деятельности и общении. В психологии слово используется в различных смыслах, например:
• Внутренняя сила, контролирующая и направляющая личность.
• Совокупность личного опыта (синоним термина «индивидуум» или «личность»).
• Сознание или самосознание человека.
• Завершающая стадия личностного развития (см. Самоактуализация).
Термин «самость» часто входит в состав других психологических терминов — например, «самооценка», «самосознание», «самоотрицание» и т. д.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.

Синонимы:

Смотреть что такое "Я" в других словарях:

  • Я — (Эго) согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на… …   Философская энциклопедия

  • я —         Я непосредственно данная индивиду целостность его жизни. Я воспринимает себя как центр сознания, как то, кому принадлежат мысли, желания, переживания индивидуального субъекта. В то же время Я это единство индивидуальной биографии, это то …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом совпадает с… …   История Философии: Энциклопедия

  • Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом совпадает с… …   Новейший философский словарь

  • Я — 1. Я1 нескл., ср. название буквы я , неточное обиходное название звука а с предшествующей мягкостью согласного или с йотацией и др. значения; срн. а1. 2. Я2, меня, мне, меня, мною и мной, обо мне, мест. личное 1 лица ед. 1. Служит для обозначения …   Толковый словарь Ушакова

  • Я — 1. Я1 нескл., ср. название буквы я , неточное обиходное название звука а с предшествующей мягкостью согласного или с йотацией и др. значения; срн. а1. 2. Я2, меня, мне, меня, мною и мной, обо мне, мест. личное 1 лица ед. 1. Служит для обозначения …   Толковый словарь Ушакова

  • Я — Я, двугласная буква йа, в русской азбуке 33 я, в церковной 38 я. Не может следовать за г, к, ж, ч, ш, щ, хотя в рязанском говоре иногда так произносится. Я, лич., 1 ое лицо, ед., во мн. мы; то же, что назвать самого себя по имени, ·стар. яз, церк …   Толковый словарь Даля

  • Я — Я, двугласная буква йа, в русской азбуке 33 я, в церковной 38 я. Не может следовать за г, к, ж, ч, ш, щ, хотя в рязанском говоре иногда так произносится. Я, лич., 1 ое лицо, ед., во мн. мы; то же, что назвать самого себя по имени, ·стар. яз, церк …   Толковый словарь Даля

  • Я — 1. Я, [йа], неизм. 1. ж. и ср. Тридцать третья, последняя буква русского алфавита, обозначающая гласный звук [а] после мягких согласных. Прописная Я. Строчное я. 2. Гласный звук [а], обозначаемый этой буквой после мягкого согласного (например:… …   Энциклопедический словарь

  • я — местоимение, употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? меня, чему? мне, (вижу) что? меня, чем? мной, о чём? (обо) мне 1. Автор речи ссылается на самого себя при помощи местоимения я. Хватит тебе хвастаться: «Я! Я!». «Я» последняя буква в… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Я — (ОБРАЗ Я ) snTJLself (self concept): нем. Ich . Самость, интегральная целостность, подлинность индивида, его тождественность самому себе, на основании к рой он отличает себя от внешнего мира и др. людей. Различают индивидуальное (биологическое,… …   Энциклопедия социологии

Книги

Другие книги по запросу «Я» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»