теория поэтапного формирования умственных действий

теория поэтапного формирования умственных действий
Этимология.
Происходит от греч. theoria - исследование и лат. formare - образовывать.
Автор.
П.Я.Гальперин.
Категория.
Концепция управления процессом образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий.
Специфика.
Основана на ряде допущений:
• перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия;
• построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности, в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры;
• восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями.
В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации, выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план. При реализации требований данной теории в учебном процессе регламентируются следующие действия: сначала учащемуся разъясняется ориентировочная основа действия, которая предстает в виде схемы на карточке; на основе этой схемы начинается выполнение решения задач, полная совокупность которых соответствует полноценному действию. При этом действие сначала осуществляется и отрабатывается во внешней речи, которая переходит во внутреннюю речь и, наконец, в "скрытую речь", представляющую собой исключительно внутреннее действие.

Психологический словарь. . 2000.

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
(разработана П. Я. Гальпериным и его сотрудниками) — учение о процессах и условиях, определяющих формирование умственных действий, а на их основе — представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия (см. Ориентировочная деятельность); 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий (восприятия, мышления и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план (см. Интериоризация).
В Т. п. ф. у. д. различают 4 основные группы условий овладения новым умственным действием: необходимая мотивация; правильное выполнение действия в его исходной внешней форме; планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.); полноценное воспроизведение действия в умственном плане.
При формировании новых действий в процессе обучения школьнику сначала разъясняется их ориентировочная основа, которая тут же в виде схемы записывается на карточке; с помощью этой схемы без предварительного заучивания ее содержания уч-ся немедленно приступают к решению задач. Их целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для более полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней речи, которая затем переходит во внутреннюю речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли». Т. о., на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления.
Практическое значение применения Т. п. ф. у. д. заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования т. н. метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании др. форм обучения.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "теория поэтапного формирования умственных действий" в других словарях:

  • ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. Теория обучения, разрабатывающая способы презентации системы ориентиров, первоначально необходимых для овладения родным языком, а впоследствии – и иностранным. Позднее переименованная ее… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Теория Поэтапного Формирования Умственных — действий концепция, разработана П.Я. Гальпериным , об управляемом извне процессе образования представлений и понятий об объектах на …   Психологический словарь

  • ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — теория усвоения, в основе которой заложена идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); умственное развитие, как и усвоение знаний, формирование навыков и умений происходит… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Теория поэтапного формирования умственных действий — (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) современная концепция обучения, нашедшая широкое распространение и применение при обучении военнослужащих. Согласно этой теории, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков и умений, происходит путем… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Теория поэтапного формирования умственных действий — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П.Я. Гальпериным …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Теория поэтапного формирования умственных действий — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П.Я. Гальпериным …   Словарь по педагогической психологии

  • теория поэтапного формирования умственных действий — современная концепция обучения, нашедная широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т.д. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Поэтапного формирования умственных действий концепция — выдвинутое П.Я. Гальпериным психологическое учение о закономерностях прижизненного формирования конкретных элементов психической жизни человека умственных (идеальных) действий, образов и понятий. Следует дифференцировать расширенную трактовку П.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • формирования умственных действий теория — см. теория поэтапного формирования умственных действий Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий (разработано П.Я.Гальпериным). В К. п. ф. у. д. выделяют шесть этапов. На первом этапе формируется мотивационная основа действия… …   Педагогический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»