- теория профессиональных интересов Роу
-
Этимология.
Происходит от греч. theoria - исследование, лат. profiteor - объявляю своим делом и interest - важно.Автор.Э.Роу.Категория.Психоаналитическая модель развития интересов.Специфика.В этой теории выделяется два основных фактора:• ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования,• ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье).Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, во-первых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, во-вторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий воспитания: любящая, попустительская, малозаботливая, враждебная, сверхтребовательная, сверхопекающая. При теплой семейной атмосфере формируется ориентация на людей, при враждебной - не на людей. Но при реакции защиты ребенка от излишнего контроля родителей возможно формирование у него компенсаторной ориентации. В частности утверждается, что выбор сферы науки вероятен при защите ребенка от холодности и от сверхконтроля родителей. На основе этой модели Роу дает классификацию профессий: услуги (психиатр, терапевт, парикмахер, официант), контакты в учреждение (консультант, продавец, уличный торговец), офисная работа (министр, ревизор, кассир, курьер), технологии (изобретатель, офицер корабля, летчик, электрик, водопроводчик), работа на открытом воздухе (инженер-агроном, геолог, фермер, лесник, садовник, лесоруб), наука (исследователь, фармацевт, лаборант), работа с общественностью (оратор, учитель, юрист), искусство (художник, декоратор, ювелир).Литература.Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956;Early differentiation of interests // (Ed.) Taylor C.W. The Second Research Conference on the Identifying of Creative Scientific Talent. Salt Lake City, 1958, p. 98-108
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.