мышление наглядно-действенное

мышление наглядно-действенное
— один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы М. н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И. П. Павловым, В. Келлером, Н. Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка М. н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

мышление наглядно-действенное
— один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.
Его элементарные формы, наблюдаемые у высших животных, изучали И.П. Павлов и пр. У ребенка мышление наглядно-действенное образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с мышлением наглядно-образным и словесно-логическим.
По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению ситуации проблемной от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, где отношения между элементами ситуации проблемной предстают в достаточно схематизированном виде.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи (практической или теоретической, познавательной) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. Развитие интеллекта начинается с М. н.-д., как в фило-, так и онтогенезе. В нем закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности в структурах индивидуального опыта.
М. н.-д. часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных (напр., исследования интеллекта человекообразных обезьян; аналогичные исследования интеллекта детей раннего возраста). Но исследованиями сложившихся форм мышления у человека установлено, что М. н.-д. присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствами решаются достаточно сложные проблемные задачи, которые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов, руководителей и даже полководцев. Наиболее высокие уровни обобщенного отражения действительности зависят от результатов «усмотрения, видения» реальности, которые достигаются действиями М. н.-д. Следует обратить внимание на то, что в детской психологии существует давняя традиция синонимического употребления терминов «практическое мышление» (см. Мышление практическое) и «М. н.-д.», но в более широком контексте психологии мышления этого следует избегать (об этом писал еще Б. М. Теплов).
Определением «наглядное» подчеркиваются особенности формы представления объектов и условий мыслительной деятельности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания. Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом получают в процессе реального преобразования ситуации, на что указывает 2-я часть термина — «действенное». Как и всякое мышление, М. н.-д. является осмысленным выделением признаков объектов, выбором средств воздействия и преобразованием ситуации. Осмысленность выражается и в том, что цель и направление всех действий не устанавливается заранее, а определяется на основе промежуточных результатов преобразований обобщаемого содержания.
В нормальной и клинической психодиагностике для обследования М. н.-д. используются различные комбинаторные и конструктивные задачи, из которых наиболее известны «доски Сегена», задачи по сборке куба Линка и задачи на воспроизведение изображения с помощью кубиков Коса. (В. М. Гордон, Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "мышление наглядно-действенное" в других словарях:

  • МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ — МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО ДЕЙСТВЕННОЕ. См. наглядно действенное мышление …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Мышление наглядно-действенное — умственная деятельность без участия речи, совершаемая посредством манипуляций с со своим телом, частями тела и предметами, которые в данный момент находятся в поле зрения. Считается свойственным в норме детям в возрасте до 2 лет. Аналогичным, как …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • наглядно-действенное мышление — Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что осуществляется в реальном манипулировании предметами и обслуживает прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Наглядно-действенное мышление — совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами …   Википедия

  • Наглядно–Действенное Мышление — Наглядно действенное мышление форма мышления , вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по… …   Психологический словарь

  • НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ — НАГЛЯДНО ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. Простейший вид мышления как отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практические действия. У человека на основе Н. д. м. образуются суждения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений… …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление визуальное — способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. Основой мышления визуального выступают мышление наглядно действенное и мышление наглядно образное, где при уподоблении действий предметно практических и чувственно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • наглядно-действенное мышление — вид мышления, связанный с непосредственным включением его в практическую деятельность …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»