мышление наглядно-образное

мышление наглядно-образное
— один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве М. н.-о. практически неразличимо с воображением. М. н.-о. — один иэ этапов онтогенетического (см. онтогенез) развития мышления.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

мышление наглядно-образное
– один из видов мышления — мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.
Выступая следующим этапом развития интеллекта после мышления наглядно-действенного, этот вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе коих возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов.
В представлениях, коими оперирует мышление наглядно-образное, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но и более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации.
Основой функционирования мышления наглядно-образного выступает перевод перцептивной структуры ситуации проблемной в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.
Важная особенность мышления наглядно-образного — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом качестве оно практически неразличимо с воображением. Мышление наглядно-образное — один из этапов онтогенетического (см. онтогенез) развития мышления.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-действенного к М. н.-о. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.
Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию «картину» мира объектов и явлений для анализа и обобщения. Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями, или концептуальными единицами, из которых формируются элементы модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму. Это происходит г. о. в процессе хранения, актуализации и переработки представлений.
При М. н.-о. преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего, в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений. Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер. Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания. Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами мышления визуального. (В. М. Гордон.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "мышление наглядно-образное" в других словарях:

  • Мышление наглядно-образное — умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • наглядно-образное мышление — Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно действенного мышления, данный вид …   Большая психологическая энциклопедия

  • Наглядно–Образное Мышление — Наглядно образное мышление мышление , в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений . Выступая следующим этапом развития интеллекта …   Психологический словарь

  • Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… …   Википедия

  • МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений… …   Большая психологическая энциклопедия

  • мышление визуальное — способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. Основой мышления визуального выступают мышление наглядно действенное и мышление наглядно образное, где при уподоблении действий предметно практических и чувственно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Образное мышление — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия

  • Наглядно-образное мышление — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Наглядно-образное мышление — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета …   Словарь по педагогической психологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»