мышление комплексное

мышление комплексное
— понятие, использованное Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. Образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами. Выготский выделил в мышлении пять форм комплексов:
1) комплекс ассоциативный — объединяет разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;
2) комплекс-коллекция — объединяет разнородные предметы, имеющие общность по некоему одному, обычно практическому признаку;
3) комплекс цепной — образован на базе временного объединения отдельных предметов при наличии у них парных соответствий признаков;
4) комплекс диффузный — формируется на базе одного признака, часто не имеющего универсального характера;
5) псевдопонятие — здесь обобщение имеет единое основание, но сильно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ
(англ. complex thinking) — мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. По Л. С. Выготскому, «мышление в комплексах» — стадия в развитии понятий ребенка, промежуточная между синкретами (см. Синкретизм) и истинными понятиями. Он выделил 5 форм комплексов. 1. Наиболее типичные обобщения состоят из отдельных, связанных в единую цепь элементов, которые не имеют единого структурного центра; такой ассоциативный комплекс есть объединение разнородных предметов на основе их связи с образцом (прототипом) по любому признаку. 2. Комплекс-коллекция — это группа разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга и объединенных с образцом по к.-л. одному, обычно практическому признаку. 3. Цепной комплекс строится по принципу динамического, временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного признака к др. 4. Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам, выходящим за пределы практического опыта ребенка. 5. В псевдопонятиях (см.) обобщение совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей, не поднимается над входящими в нее элементами, сливается в ними.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "мышление комплексное" в других словарях:

  • мышление в комплексах —         «МЫШЛЕНИЕ В КОМПЛЕКСАХ» понятие, введенное Л.С. Выготским для обозначения основной стадии развития детского мышления, а также характеристики архаического мышления. Развитие мышления и характерные для него способы образования понятий,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ, в психологии высшая и наиболее сложная форма интелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Комплексное Мышление — понятие, использовавшееся Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями, характеризующиеся эмпирическими обо …   Психологический словарь

  • комплексное мышление — Этимология. Происходит от лат. cоmplexus сочетание. Автор. Л.С.Выготский. Категория. Стадия в развитии понятий ребенка, находящаяся между синкретами и истинными понятиями. Специфика. Характеризуется эмпирическими обобщениями на основе… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мышление в общении — это включение в процесс мышления (М.), познания и О., М., направленного на обнаружение противоречий, постановку и решение задач. В процессе О., взаимодействуя с др. людьми и миром, человек осуществляет М., в к ром можно выделить 3 вида… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • комплексное мышление — Вот на этой стадии комплексного мышления и стоит в значительной степени примитивный человек. Его слова суть имена собственные или фамильные имена, т.е. знаки отдельных предметов или знаки комплексов. Примитив мыслит не в понятиях, но в комплексах …   Словарь Л.С. Выготского

  • Саногенное мышление в общении — (СГМ) теория и практика управления своими эмоциями (в частности, такими отрицательными эмоциями, как обида, вина, гнев, зависть, стыд и др.), затрудняющими О., путем осознания и управления теми умственными операциями, к рые автоматически… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • псевдопонятие — результат допонятийного обобщения, являющий собой комплекс, в коем основанием обобщения выступают образы, а не логические связи (см. мышление комплексное). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • синкретизм — (в психологии) (от греч. synkretismos соединение, объединение) нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это… …   Большая психологическая энциклопедия

  • житейское понятие — Категория. Форма обобщения. Специфика. Формируется вне специального обучения, при естественном овладении той или иной предметной областью, в котором оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. По мнению Л.С.Выготского, житейское… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»