- Гербарт Иоганн
-
(1776–1841) — немецкий философ, психолог, педагог. Считая, что психология должна базироваться на опыте, метафизике и математике («Учебник психологии», 1816), разработал учение о «статике и динамике» представлений как первичных элементах индивидуальной души, находящихся в непрерывном взаимодействии. По мнению Г., между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удержаться в «жизненном пространстве» сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда стремятся вырваться, с тем чтобы занять прежнее положение. Эта внутрипсихическая динамика поддается математическому анализу, поскольку представления могут быть истолкованы как силовые величины (что выражено в их интенсивности, субъективно воспринимаемой как ясность). Из запаса представлений образуется «апперцептивная масса», силой которой в фокусе внимания удерживается преимущественно данное содержание. Эта масса может быть целенаправленно сформирована педагогом, приобретающим тем самым средство управления процессом обучения ребенка.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- ГЕРБАРТ ИОГАНН
-
(Herbart, 1776-1841) — нем. философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Для превращения психологии в подлинную науку Г. считал необходимым применение математики, пытался использовать ее для объяснения статики и динамики представлений, которые, по Г., являются элементами сознания. Хотя поставленная задача и не удалась Г., предложенная им на основе учета количественных характеристик представлений (их силы, или ясности) модель сознания (идеи которой можно найти еще в работах Г. В. Лейбница) сохранилась в последующих учениях эмпирической психологии (В. Вундт и др.). По Г., сознание имеет 3 зоны: ясного сознания, «просто» сознания и бессознательного, между которыми существуют нежесткие границы, названные Г. порогами (данное понятие затем использовал Г. Т. Фехнер). Понятие «вытеснение», примененное Г. для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовалось затем в психоанализе. Г. выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Г. называл апперцепцией). Г. оказал значительное влияние и на педагогику, критикуя теории врожденных способностей и подчеркивая значение опыта и ассоциаций в процессе обучения и воспитания. (Е. Е. Соколова.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.