психология это:

психология
(от греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и высших нервных центров). Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения (интроспекции), то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, к-рые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-концепция). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемые в ее собственные понятия, несводимые к другим и в свою очередь используемые другими науками. В ходе разработки основных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат, в к-ром выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творчества — с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями П. Наряду с ними стремительно развиваются социальная П. и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различ ных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных ис следований) придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дальнейшего развития.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

психология
— наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.
Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.
В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:
1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству;
2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;
3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.
В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии — этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.
Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать — иногда срочно — практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.
Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
Психология — живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы — главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.
Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается «научно» обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом — одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.
Другая особенность психологии — в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение — косвенно — делать выводы о собственно психике. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, — от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной.
Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (см. процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.
С позиций теории деятельности, предмет психологии — законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность — вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии — психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной — системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем — результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности — результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.
Основными проблемами психологии научной являются:
1) проблема психофизиологическая — об отношении психики к ее телесному субстрату;
2) проблема психосоциальная — о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами;
3) проблема психопраксическая — о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств;
4) проблема психогностическая — об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр.
Разработка этих проблем ведется на основе:
1) принципа детерминизма — раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов;
2) принципа системности — трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации;
3) принципа развития — признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических.
В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.
Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, — функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, — но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с «кибернетизацией» человека и живых существ вообще.
Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего — способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.
Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур — с целью выявления самых перспективных направлений ее развития.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

психология
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория.
Научная дисциплина.
Специфика.
Изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2-й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Основная философская проблема психологии - должна ли психология рассматриваться как объективная, объясняющая, гипотетико-конструктивная естественная наука или как диалоговая, понимающая, интерпретирующая, реконструирующая гуманитарная наука.

Психологический словарь. . 2000.

ПСИХОЛОГИЯ
(от греч. psyche — душа + logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих др. направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности мед. и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, не отчужденных от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга).
С середины XVI в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе П. начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Вследствие столь тесной взаимосвязи поведения и психики в современной П. получило широкое признание деятельностное понимание предмета П. (см. Деятельностный подход в П.). Хотя деятельность не является предметом изучения одной лишь П., психологический подход вносит существенный вклад в комплексное исследование реальной человеческой деятельности и поведения животных.
Научное исследование генетически первичных форм поведения и психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. В то же время и самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным; операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-концепция). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П., которая выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок (аттитюдов), социальных ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы осуществляются работающими по физиологическим законам нейрогуморальными механизмами (см. Гуморальный), но протекают не по этим законам, а по своим собственным, т. к. в психике человека представлены действительность природная и социокультурная и жизнь конкретной личности. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемыми в ее собственные понятия, не сводимые к др. и в свою очередь используемые прочими науками.
Философско-психологическое учение о деятельности и сознании как активном отражении реальности, обусловленном общественно-исторической практикой, позволяет с новых методологических позиций вырабатывать основные проблемы научной П., среди которых выделяются психофизиологическая проблема (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопраксическая (о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности) и др. Разработка этих проблем ведется на основе общенаучных принципов: 1) детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов); 2) системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психической организации); 3) развития (признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода с одного уровня на др., возникновения новых форм психических процессов).
В ходе разработки основных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной: от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулировании деятельности личности и коллектива и т. д.
Категориальный строй П., отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основанием, «стволом» всего многообразия ответвлений современной П., выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (Возрастная П.; Дифференциальная П.; Зоопсихология; Инженерная П.; Космическая П.; Математическая П.; Медицинская П.; Нейропсихология; Общая П.; Патопсихология; Педагогическая П.; Психогенетика; Психогигиена; Психодиагностика; Психолингвистика; Психометрия; Психосемантика; П. искусства; П. науки; П. пропаганды; П. спорта; П. творчества; П. труда; П. управления; Политическая П.; Психотерапия; Психофармакология; Психофизика; Психофизиология; Специальная П.; Социальная П.; Сравнительная П.; Экономическая П.; Этнопсихология; Юридическая П. и др.).
Дифференциально-интеграционные процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы, как правило, комплексные, и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивны лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами (см. Психологизм). Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки (см. Когнитивная наука, Педология, Человекознание, Эргономика).
Серьезное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях современной научно-технической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации П., внедрению в нее более строгого системного стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и др. средств одновременно. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не м. б. переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творчества — с др., становятся в современную эпоху важными направлениями П. (см. Когнитивная психология).
Наряду с ними стремительно развиваются социальная П. и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и др. актуальными проблемами современности. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) определяет важную роль П. в современной духовной жизни, ее непосредственную связь с социально-политическими процессами в современном мире (Политическая П.; Прикладная П.; П. искусства; П. компьютеризации; П. сценического искусства; Сексология; Экологическая П. и др.).
Добавление лирическое: Психологические знания о человеческом поведении и способах управления им, о человеческой душе появились задолго до появления наук о человеке и П. Такие знания первоначально фиксировались в мифологии и искусстве в форме образов (см. Психология искусства), а в философии — в форме размышлений, выраженных в слове. Подобный «филологический» способ развития знаний о душе преобладал и в П. как в науке о душе, возникшей в XVI в., вплоть до середины XIX в., когда зародилась экспериментальная П. Последняя начала изучать изолированные силы души, дав им название психических функций и сохранив П. не только название П., но и значение слова П. как науки о душе. Хотя первоначальный смысл слова П. все больше и больше улетучивался. Целью П., как и всякой др. естественной науки, стало обнаружение законосообразных механизмов и способов их действия.
В итоге сегодня сосуществуют психологические знания, выраженные художником в форме образа, философом в форме слова и психологом в форме действия (операции, процедуры). Благодаря ориентации на механизм, наука самозванно присвоила себе исключительное право на объективность. Следы пренебрежения к образу и слову (в т. ч. к интроспекции) видны и сейчас, что едва ли целесообразно приписывать чьему-либо злому умыслу. Необходимы пристальное внимание и далеко не простая работа, чтобы обнаружить сходство между образом, словом и действием, даже когда они описывают один и тот же объект. Легко ли в исследованиях памяти увидеть Мнемозину или в любом учебнике психологии увидеть душу, смыслообраз которой был создан совместными усилиями деятелей искусства, философии, религии. Душу в учебнике П. не узнает не только студент, но и автор книги. Еще труднее, когда этот смыслообраз не забыт, а сохраняется и обогащается в культуре, а, следовательно, и в жизни. Он такой же внутренне напряженный и недосказанный, как и прежде, и взывает к науке, чтобы она сделала его, наконец, предметом своего внимания и изучения.
Нельзя сказать, что психологи вовсе забыли смыслообраз души. Они, скорее, вытесняет его, т. е. осуществляют его деятельностно-семиотическую переработку, итогом которой оказываются ассоциации, гештальты, поведение, его планы и структуры, реакции, рефлексы, нейронные сети, установки, отношения, отражение, значащие переживания, деятельности, действия, операции, ориентировка, значения, смыслы, когнитивные структуры и т. д. — все то, что в разные периоды развития П. выступало в качестве ее предмета исследования или главной единицы (и средства) анализа. В каждом отдельном случае обнаруживается неполнота получаемого знания и ищутся новые пути и способы ее преодоления.
П. — многопредметная наука и каждый новый предмет исследования расширяет ее «тело» и лишь незначительно обогащает душу. Не слишком помогает и смена методологических принципов, руководящих общей стратегией исследований. Психологи занимали разные т. зр., с которых рассматривали выбранный объект изучения: диалектическая и метафизическая, аналитическая и синтетическая, элементаристская и целостная, качественная и количественная, динамическая и статистическая (вероятностная), синхроническая и диахроническая, энергетическая и информационная, алгоритмическая и эвристическая и т. д. При изучении психики опробовались также биологический, психологический, социологический и т. д. подходы. Сов. П. оказали плохую услугу внешние по отношению к ней методологические принципы: отражения, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности. Разумный принцип развития не мог компенсировать вред, наносимый другими. Выручало то, что они в значительной степени и бытовали отдельно от психологии и произносились не по существу, а как заклинания, которые сейчас по инерции произносятся преимущественно в диссертациях.
Психологи все же последовали совету П. Фейерабенда и сделали «методологическую передышку». В П. давно не видно «системосозидающих» трудов. Неизвестно, сколько продлится эта пауза, во время которой полезно не только осмотреться, но и обернуться вспять, обратиться к истокам, к исходному смыслообразу П. как науки, последовать совету Кободайси: «Не иди по следам древних, но ищи то, что искали они». Конечно, ни торопиться, ни торопить в этом деле не следует. А. А. Ухтомский когда-то заметил: люди сначала научаются ходить и лишь потом задумываются над тем, как им это удалось. Если задумываются! П. сильна своим разнообразием, которое увеличивает ее объяснительный и практический потенциал. Примером для П. может служить физика, расшифровавшая смысловой образ апейрона-атома спустя почти 2,5 тыс лет. Но смысловой образ души, по крайней мере, должен витать над П., как витает смысл над каждой двигательной задачей. Наличие такого смыслообраза станет хорошей прививкой от чрезмерных упрощений психологической реальности, которым нет числа, возможно, заставит посмотреть на нее по-новому, а еще лучше — расширить ее.
Спору нет, отказ от субъективного, стремление к объективности исследований принесли свои плоды. Но м. б. настала пора расширить самое понятие объективного, включив в него субъективное. Ухтомский давно говорил, что субъективное не менее объективно, чем т. н. объективное. В этом же духе размышлял А. Н. Северцов, говоря, что психика — фактор эволюции. Кстати, и человеческое сознание худо-бедно ведет исторический процесс и, возможно, наивно надеется на ноосферу. Нельзя сказать, что идея расширения объективного слишком оригинальна. Психоанализ к этому пришел давно, сделав сновидения орудием и средством своей работы.
Расширение сферы объективного — это больше, чем зона ближайшего развития П. Очень м. б., что в т. н. субъективном заключена тайна целостности, по которой так тосковали и тоскуют многие психологи. Напр., выдающийся психолог современности Дж. Брунер написал в своей автобиографии: «Я не чувствую, чтобы мои работы совершили революцию или в моем собственном мышлении, или в состоянии наук о человеке в целом. В чем-то самом важном я чувствую себя неудачником. Я надеялся, что П. сохранит целостность и не превратится в набор несообщающихся дисциплин. Но она превратилась. Я надеялся, что она найдет способ навести мосты между науками и искусствами. Но она не нашла». Такому самосознанию ученого, внесшего существенный вклад в развитие целостных представлений о человеке, в изучение его живой души и сознания можно позавидовать. Хорошо бы подобное самосознание стало примером для психологов XXI в. Тогда можно надеяться, что какой-нибудь историк в XXII в. не повторит крылатую фразу начала XX в., произнесенную В. О. Ключевским: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». К сожалению, XX в. полностью оправдал это печальное заключение историка. И все же в конце ушедшего бездушного столетия появились философы, начавшие возвращать душу в свой дискурс (М. К. Мамардашвили, Ф. Т. Михайлов). Не пора ли и психологам последовать их примеру?! (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Психология
Чаще всего термин определяется как «наука о закономерностях развитшя и функционирования психики». Другие определения, предлагаемые некоторыми учеными, отражают их интерпретацию и в зависимости от профессиональной склонности подчеркивают ведущую роль разума или поведения. Отдельные психологи даже полагают, что изучение человеческой психики вообще не может считаться научной дисциплиной в строгом смысле слова.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.

Синонимы:

Смотреть что такое "психология" в других словарях:

  • психология — психология …   Орфографический словарь-справочник

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо... и ...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души ( О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Современная энциклопедия

  • психология — и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных . Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Психология — (от психо... и ...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… …   Толковый словарь Ушакова

  • Психология —  Психология  ♦ Psychologie    Изучение психики, рассматриваемое в первую очередь как объективная и экспериментальная дисциплина (как иногда говорят, «от третьего лица», в отличие от интроспекции, осуществляемой «от первого лица», и психоанализа,… …   Философский словарь Спонвиля

Книги

  • Психология, Абрахам П. Сперлинг. Не замыкаясь в рамках строгого энциклопедического определения, гласящего, что психология - многоотраслевая наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных,… Подробнее  Купить за 832 руб
  • Психология, Павел Семенович Гуревич. Учебник вооружает педагогов основными знаниями в области психологии. Педагогическая психология всегда удерживала в поле своего внимания обучение и воспитание. Вучебнике даны основные сведения… Подробнее  Купить за 790 руб электронная книга
  • Психология, Фернхэм Э.. Современное общество немыслимо без психологии. Без знания основ психологии уже нельзя представить нашу жизнь. Воспитание детей, менеджмент, торговля, реклама, политика, любовь, семья – в… Подробнее  Купить за 448 руб
Другие книги по запросу «психология» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»