Шпрангер (Spranger) Эдуард

Шпрангер (Spranger) Эдуард
(1882–1963) — немецкий философ, психолог и педагог. Исходным принципом психологии считал понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в к-рых реализуется определенная ценностная система. В своем труде «Формы жизни» (1914) Ш. отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Ш. обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Оллпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан тест изучения ценностей, а также создан тест интересов Дж. Холланда.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

Шпрангер (Spranger) Эдуард
(27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог.
Биография.
Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена.
Исследования.
Сторонник метода В.Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914, в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М.,1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни". Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924, в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.-Л., 1931.
Сочинения.
Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. 1905;
Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl., B., 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl., 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. 1929; Volk, Staat, Erziehung. 1930; Weltfrommigkeit. 1940; Lebensfuhrung. 1947; Die Magie der Seele, Tubingen. 1947; Goethes Weltanschauung. 4 Aufl., Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl., Stutt., 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher. 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl., Hdlb., 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl., Hdlb., 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974. Литература.
Croner E.E. Spranger. B., 1933;
Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948.

Психологический словарь. . 2000.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Шпрангер (Spranger) Эдуард" в других словарях:

  • ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард — (1882 1963) немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шпрангер (Spranger) Эдуард — (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он преподаватель фил …   Психологический словарь

  • Шпрангер (Spranger), Эдуард — (1882 1963)     немецкий философ, психолог, педагог. С 1905 преподавал в Берлинском университете (профессор с 1911 и в 1920 45; ректор с 1945); один из основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии. С 1946 профессор… …   Педагогический терминологический словарь

  • ШПРАНГЕР (SPRANGER) Эдуард — (1882 1963) нем. философ, психолог и педагог. С 1912 ординарный проф. в Лейпциге, с 1920 в Берлине, с 1946 в Тюбингене. Сформировался под влиянием Дильтея, испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей баденского неокантианства. В своем …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ШПРАНГЕР — (Spranger) Эдуард (род. 27 июня 1882, Берлин – ум. 17 сент. 1963, Тюбинген) – нем. психолог, философ, педагог, с 1920 – профессор в Берлине, с 1946 – в Тюрингии; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе,… …   Философская энциклопедия

  • Шпрангер Эдуард — Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6. 1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, ‒ 17.9.1963, Тюбинген), немецкий философ идеалист, психолог, педагог, профессор университетов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920‒46), Тюбингена (с 1946). В 1944 был арестован и …   Большая советская энциклопедия

  • ШПРАНГЕР —         (Spranger) Эдуард (1882 1963) нем. культурфилософ, психолог, педагог, представитель философии жизни. Учился в Берлине у Дильтея и Паульсена, с 1912 орд. проф. в Лейпциге, с 1920 в Берлине, с 1946 в Тюбингене. Сформировался под влиянием… …   Энциклопедия культурологии

  • Шпрангер — (Spranger)         Эдуард (27.6. 1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, 17.9.1963, Тюбинген), немецкий философ идеалист, психолог, педагог, профессор университетов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920 46), Тюбингена (с 1946). В 1944 был арестован и… …   Большая советская энциклопедия

  • ШПРАНГЕР — (Spranger) Эдуард (1882 1963) немецкий философ, психолог и педагог, один из создателей понимающей психологии. Профессор (1911). Ученик В. Дильтея и Ф. Паульсена. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском ун те.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Шпрангер, Эдуард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шпрангер. Эдуард Шпрангер Eduard Spranger …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»