- психологическая готовность к школьному обучению
-
обучение школьное: готовность психологическая (психологическая готовность к школьному обучению) — сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются:1) готовность психологическая общая — о коей свидетельствуют показатели развития интеллектуального и сенсомоторного;2) готовность психологическая специальная — о коей свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет до десяти, скорость чтения и пр.);3) готовность личностная общая — как интегративный показатель достигнутого развития психического (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются сравнительно показателей возрастной нормы.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- психологическая готовность к школьному обучению
-
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.Категория.Сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.Виды.Выделяют:• общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития,• специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения),• общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).Диагностика.Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
-
(англ. psychological readiness to school) — система психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное обучение в школе. Различаются 2 вида П. г. к ш. о. — специальная готовность и общая (личностная). В 1-м случае выделяются и измеряются показатели преимущественно интеллектуального, а также сенсомоторного развития, которые сопоставляются с выявленными в широкомасштабных измерениях возрастными стандартами (нормами) сформированности интеллекта и/или сенсомоторной сферы. Если значения индивидуальных показателей попадают в зону допустимых значений (оказываются не ниже нижней границы), ребенок признается готовым к школьному обучению. В последние годы признается высокая вариативность региональных (групповых) стандартов и поэтому более разумным представляется сравнение индивидуальных показателей с «групповым стандартом». В качестве варианта показателей специальной готовности м. б. использованы показатели особенности программ дошкольного обучения (напр., счет в пределах десяти, скорость чтения и т. п.). См. Диагностика психического развития, Психологическая диагностика.Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном возрасте. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т. д. Принцип оценки готовности остается тем же — сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой.Примером теста «школьной зрелости» служит тест Керна—Йерасека, состоящий из 3 субтестов — рисунок человека (характеризующий уровень общего психического развития); срисовывание формальной схемы расположения точек (умение действовать по формальному правилу); списывание («срисовывание») предложения (представление о делении речи на слова и отдельные буквы). Показатели по субтестам суммируются, и суммарный балл определяет уровень готовности (неготовности).В последние годы возникло и развивается представление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих в школу детей. По такому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) 6-летних детей. (К. Н. Поливанова.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.