психологическая готовность к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению
     обучение школьное: готовность психологическая (психологическая готовность к школьному обучению) — сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются:
   1) готовность психологическая общая — о коей свидетельствуют показатели развития интеллектуального и сенсомоторного;
   2) готовность психологическая специальная — о коей свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет до десяти, скорость чтения и пр.);
   3) готовность личностная общая — как интегративный показатель достигнутого развития психического (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).
   Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются сравнительно показателей возрастной нормы.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

психологическая готовность к школьному обучению
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория.
Сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.
Виды.
Выделяют:
• общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития,
• специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения),
• общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).
Диагностика.
Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы.

Психологический словарь. . 2000.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
(англ. psychological readiness to school) — система психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное обучение в школе. Различаются 2 вида П. г. к ш. о. — специальная готовность и общая (личностная). В 1-м случае выделяются и измеряются показатели преимущественно интеллектуального, а также сенсомоторного развития, которые сопоставляются с выявленными в широкомасштабных измерениях возрастными стандартами (нормами) сформированности интеллекта и/или сенсомоторной сферы. Если значения индивидуальных показателей попадают в зону допустимых значений (оказываются не ниже нижней границы), ребенок признается готовым к школьному обучению. В последние годы признается высокая вариативность региональных (групповых) стандартов и поэтому более разумным представляется сравнение индивидуальных показателей с «групповым стандартом». В качестве варианта показателей специальной готовности м. б. использованы показатели особенности программ дошкольного обучения (напр., счет в пределах десяти, скорость чтения и т. п.). См. Диагностика психического развития, Психологическая диагностика.
Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном возрасте. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т. д. Принцип оценки готовности остается тем же — сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой.
Примером теста «школьной зрелости» служит тест Керна—Йерасека, состоящий из 3 субтестов — рисунок человека (характеризующий уровень общего психического развития); срисовывание формальной схемы расположения точек (умение действовать по формальному правилу); списывание («срисовывание») предложения (представление о делении речи на слова и отдельные буквы). Показатели по субтестам суммируются, и суммарный балл определяет уровень готовности (неготовности).
В последние годы возникло и развивается представление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих в школу детей. По такому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) 6-летних детей. (К. Н. Поливанова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Поможем со сдачей теста

Полезное


Смотреть что такое "психологическая готовность к школьному обучению" в других словарях:

  • Психологическая готовность к школьному обучению — Совокупность психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное начало обучения в школе. Различают 2 вида П. г. к ш. о. – специальную и общую. В первом случае определяются индивидуальные показатели преимущественно интеллектуального и …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • готовность к школьному обучению психологическая — см. психологическая готовность к школьному обучению Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая Готовность К Школьному — обучению сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и… …   Психологический словарь

  • обучение школьное: готовность психологическая — (психологическая готовность к школьному обучению) сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются: 1) …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «психологическая готовность к школьному обучению» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»