ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(от греч. diagnosis — распознавание) — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т. д. Существенное значение для Д. п. р. имеет история развития обследуемого (анамнез).
Процедура Д. п. р. состоит из 2 этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют 2 способа получения информации в Д. п. р.: 1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида: 1) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; 2) комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.
Д. п. р. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при Д. п. р. детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профессиональной ориентации и профессионального отбора и т. п. В тех случаях, когда имеются отклонения в психическом развитии человека, с учетом результатов Д. п. р. обсуждаются меры по их исправлению или компенсации. Этот вопрос решается компетентными органами, имеющими соответствующие права (при этом привлекаются необходимые мед., психологические и др. данные).
Отечественные психологи важнейшее значение при Д. п. р. придавали качественному анализу особенностей деятельности и психики человека, выяснению «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский); решительно критиковали практику формального применения тестов интеллекта, которые направлены на определение суммарной количественной характеристики интеллекта, т. н. коэффициента интеллекта (IQ) или умственного возраста. Подобные тесты не вскрывают причин возможных отклонений в развитии. Кроме того, следует учитывать, что результаты тестирования в значительной мере зависят от условий жизни, обучения и воспитания обследуемых. В последние десятилетия распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты Д. п. р. в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей. (В. Н. Дружинин.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" в других словарях:

  • Диагностика психического развития — Установление уровня развития и индивидуальных особенностей психики человека. Проводится либо путем разностороннего однократного обследования с использованием ряда психодиагностических приемов (тестов), либо путем длительного изучения психики в… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — – обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики, выявления возможных отклонений в психическом развитии. Проводится: 1) путем более или менее разностороннего кратковременного обследования с… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Задержка психического развития (ЗПР) —     вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ( задержка темпа психического развития ), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально волевой сферы и интеллектуальной… …   Педагогический терминологический словарь

  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова — Предназначена для определения уровня развития О. со взрослым у детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Методика разработана в контексте концепции генезиса О. ребенка со взрослыми М. И. Лисиной. На втором третьем году жизни происходит развитие как… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни — С. Ю. Мещерякова. Предназначена для выявления уровня развития О. ребенка со взрослым в младенческом возрасте (в первом и втором полугодии жизни) и входит в комплект методик, направленных на диагностику психич. развития ребенка от рождения до 3… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Диагностика олигофрении и дифференциальный диагноз — Диагностика олигофрении в настоящее время должна сводиться не только к самой констатации психического недоразвития, но и к установлению по возможности более точной формы олигофрении, причем в наиболее раннем периоде. Определение олигофрении в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Диагностика психологическая —     обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей его психики: способностей, личностных черт, мотивов, отклонений от психической нормы и т.д. Процедура Д.п. состоит из двух этапов:    1. сбора психодиагностической… …   Педагогический терминологический словарь

  • Зона ближайшего развития — термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — (от греч. psyche душа + diagnosis распознавание) психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и …   Большая психологическая энциклопедия

  • Диагностика психических расстройств при общих и мозговых инфекциях — Диагноз инфекционного психоза может быть установлен лишь при наличии инфекционного заболевания, а клиническая картина психоза соответствует эндогенному типу реакций – острых и пролонгированных. Острые психозы с синдромами нарушенного сознания… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»