психология индивидуальная

психология индивидуальная
— направление в психологии (также в психологии глубинной), социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории А. Адлера и его последователей. Относительно психоанализа выступает как реформистское направление. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает «неделимое», выражается его кредо — исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.
Центральная идея — о бессознательном стремлении человека к совершенству. Согласно Адлеру, это стремление определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и потребностью его компенсировать.
Во всех проявлениях личности ведущим считается такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни. Психология индивидуальная исходит из того, что структура личности — индивидуальность — ребенка закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее развитие психическое. Ребенок из-за неразвитости телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Как цель, так и стиль жизни тесно связаны с условиями семейного воспитания. Когда цели реалистичны, личность развивается нормально; когда фиктивны — становится невротичной и асоциальной.
В возрасте раннем возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности (см. комплекс), который вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения/Задача психотерапии — помочь невротическому субъекту (см. невротизм) осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, чтобы его стремление компенсировать неполноценность нашло выход в творческих актах.
Переживание неполноценности, помимо переживания реальных недостатков, естественно оттого, что ребенок видит окружающих более сильными, умными и умелыми, чем он сам. Эти переживания могут усугубляться от недемократических отношений ребенка с родителями и братьями-сестрами. Опыт взаимоотношений, получаемый до пятилетнего возраста, решающ для развития характера, и именно этот период определяет характер человека.
Первоначально А. Адлер считал, что компенсация чувства неполноценности должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; но впоследствии он говорил о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. Движущей силой развития выступает социальный интерес — как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений; есть два пути:
1) конструктивный — в виде деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними;
2) деструктивный — за счет унижения и эксплуатации других.
Выбор пути зависит от развития и сохранности социального интереса — чувства сопричастности человечеству, готовности сотрудничать. Оно, видимо, врожденно, но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается — в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, или же, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек как бы мстит человечеству, во втором — требует от него привычного отношения; так или иначе он оказывается в положении берущего, а не дающего. Именно это — ключевой момент терапии: такой человек существует как бы в условном мире, где он не обнаруживает своей неполноценности, замаскированной позицией псевдосильного — берущего; но это не снижает тревожности, ибо переживание неполноценности сохраняется в неосознаваемом виде. И задача терапевта — восстановить реалистические отношения клиента с миром, раскрыть его навстречу людям.
Идея А. Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка стала одной из главных в ряде психотерапевтических направлений, основанных на психоанализе и психологии гуманистической. ;
Важнейшие результаты психологии индивидуальной — это:
1) развитие концепции комплексов;
2) разработка понятия и теории комплекса неполноценности;
3) создание концепций компенсации и сверхкомпенсации, исследование действия этих механизмов;
4) разработка проблем личности, поведения, стиля жизненного, творчества, сновидений, неврозов и пр.
Идеи психологии индивидуальной получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в психологии социальной, где они использовались в групповых методах терапии (см. психотерапия групповая). Она оказала влияние и на сторонников неофрейдизма.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "психология индивидуальная" в других словарях:

  • психология индивидуальная Адлера — см. Адлера индивидуальная психология …   Большой медицинский словарь

  • Психология индивидуальная Адлера — – направление в психологии, изучающее влияние ранних детских впечатлений на последующее психическое развитие индивида. Как считает А.Адлер, отправным пунктом этого развития является врождённый комплекс неполноценности ребёнка, который… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • психология глубинная — собирательное понятие, означающее ряд различных направлений психологии и психиатрии, придающих решающее значение в деятельности индивида, в организации поведения и формировании его личности разнообразным бессознательным компонентам, таящимся в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Индивидуальная психология — В Википедии есть портал …   Википедия

  • Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп …   Википедия

  • индивидуальная психология — одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером. И. п. исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австр. психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как гл. источника мотивации. В отличие от …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" — учение австр. психолога А. Адлера, к рый первоначально был одним из ближайших последователей Фрейда, а затем противопоставил свою концепцию ортодоксальному фрейдизму. Тем не менее И. п. фактически представляет собой вариант фрейдизма. В основе И …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»