- психология и философия
-
— психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и др.) Свое название психология получила лишь в XVI в.: тогда она была разделом философии — учением о душе. Новая эпоха в развитии психологии была открыта Р. Декартом: он отверг представление о душе как двигателе тела и объяснил зависимость психического от материального с позиций механистического детерминизма. Ему же принадлежит идея интроспекции и интроспективная концепция сознания. Среди самых значительных философских учений XVII — первой половины XIX вв. выделяются: учение об ассоциациях, об аффектах, о бессознательной психике и апперцепции, о зависимости личности от ее интересов и воздействий среды социальной. Отделение психологии от философии произошло со 2-й половины XIX в. Почву этому подготовили крупные сдвиги в биологии, в том числе учение Ч. Дарвина. Развитие собственного научно-категориального аппарата способствовало отделению психологии от философии и физиологии. С тех пор психология и философия начинают существовать и развиваться как бы независимо, но сохраняя тайную и явную глубинную связь. Обе сохраняют отпечаток особости — знака глубинной связи с основами основ; обе тесно связаны с мировоззрением — с одной стороны, из него исходя, с другой — его формируя.Таким выглядит абрис взаимоотношений Западной (в широком смысле) психологии и философии. Но есть иные связи — не столь явные. Иной свет идет с Востока. Восточная философия вся пронизана психологией она — более психология, нежели философия, но — часто непривычная и потому для «западного» ума неприметная или непонятная. И совсем уже странное, непривычное веет из учений Востока — религиозных, мистических, оккультных, столь долго и привычно отвергаемых как явно абсурдные, — ибо такого не может быть, потому что такого не может быть никогда. Впрочем, в Западных эзотерических учениях психологам тоже стоит поискать...Именно здесь таится зерно учений самых непонятых и значительных из психологов XX в. — таких как К. Г. Юнг, Э. Фромм и пр. Без знакомства с этими слоями знания невозможно ни проникновение в их учения, ни дальнейшее странствие вглубь психики — вглубь Вселенной.В различных психологических учениях вполне отчетлив отпечаток исходного «изма», коего придерживался их основатель, — в первую очередь так называемых материализма и идеализма, хотя вряд ли найдется некий «изм», в ней не представленный и не отраженный. В этом смысле отечественная психология оказалась обедненной и односторонней — ибо в ней до недавних времен отражались исключительно позиции воинственного материализма — воинственного настолько, что все прочие «измы», по его мнению, являли собой в лучшем случае недомыслие, в худшем — некое злоумышление, призванное заморочить голову такому-то общественному классу, дабы получил преимущества на его счет некий другой класс. Известно, что за этим воспоследовало: неприятие и отвержение многих прорывов в неизвестное — начиная с учения З. Фрейда. Многие отечественные психологи поныне полагают, что «наш путь» — единственно верный: накопленная инерция будет сказываться еще долго...Между тем, весь опыт познания мира убеждает, что Действительность имеет обыкновение превосходить самые смелые помыслы, и – самое интересное — с какой стороны к ней ни подойти, она с готовностью поворачивается соответственной своей стороной и представляет взыскующему взору явления, существенно служащие подтверждению его мировоззренческих позиций. Это можно назвать «феноменом мультиэссенциальности мира» или «принципом мультиэссенциальности мира». Что же такое тогда эта Действительность? — и то, и другое, и третье?... А скорее — ни то, ни другое, ни третье, — но нечто Иное, к познанию коего мы лишь пытаемся приблизиться...
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.