- подход деятельностный
-
1. Подход деятельностный к коррекции психологической — формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью. Часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация — переход во внутренний, идеальный план. Этот подход альтернативен подходу поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем.Подход деятельностный к изучению психики:1. Принцип изучения психики на основе разработанной К. Марксом категории деятельности предметной.2. Теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре отражения психического в деятельности индивидов. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований отражения психического в ходе деятельности, исследуемой в ее развитии филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном (см. филогенез; онтогенез).Основные принципы подхода деятельностного:1) принципы развития, историзма, предметности;2) принцип активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность человеческой психики;3) принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;4) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности;5) принцип анализа системного психики;6) принцип зависимости отражения психического от места отражаемого объекта в структуре деятельности.В контексте подхода деятельностного выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе; разработаны представления:1) о деятельности ведущей как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе;2) об уподоблении как механизме формирования образа;3) о структуре деятельности — деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы;4) о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания;5) об иерархии мотивов и смыслов личностных как единицах строения личности.Подход деятельностный выступает как конкретно-научная методология для психологии возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и пр.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.