житейское понятие


житейское понятие
Категория.
Форма обобщения.
Специфика.
Формируется вне специального обучения, при естественном овладении той или иной предметной областью, в котором оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. По мнению Л.С.Выготского, житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними как принадлежащими к определенным классам, в то время как развитие научного понятия осуществляется сверху вниз, начинаясь со словесного определения.

Психологический словарь. . 2000.

ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ
(англ. everyday concept) — традиционно понимается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие-представление, в котором слиты существенные и несущественные признаки. Син. спонтанное (Ж. Пиаже), эмпирическое, детское понятие.
Л. С. Выготский считал, что основное различие между Ж. п. и научным заключается в пути их развития. Ж. п. развивается как бы снизу вверх, от непосредственного сталкивания с вещами, поэтому ребенок поздно приходит к возможности дать словесное определение (что подтверждается данными англ. психолога Барренса о большей трудности определения школьниками понятия «брат» по сравнению с более отвлеченными понятиями). Развитие научного понятия происходит сверху вниз, начинается со словесного определения, с логических операций, связанных с ним; понятие как бы «прорастает внутрь». Это различие нельзя преувеличивать, т. к. развитие Ж. п. тесно связано с развитием научных понятий. Более того, в мыслях, напр. младших школьников, нельзя отделить понятия, приобретенные в «школе», от понятий, приобретенных «дома», однако «с т. зр. динамики у них совершенно разная история: слабость одного понятия будет обнаружена как раз там, где др. уже относительно созрело» (Выготский).
А. Н. Леонтьев также практически отождествляет детское и Ж. п. и противопоставляет их взрослому, научному. Первые связаны с соответствующей им действительностью «отношением прямой отнесенности». Так, для ребенка слово «рычаг» выступает как носитель первичного обобщения ряда конкретных предметов, напр., рукоятки машины, длинной палки, а для взрослого оно значит любое физическое тело, имеющее 1 точку опоры и 2 точки приложения сил (ср. Деконтекстуализация). Научное понятие соотносится с предметом «в сложном движении перехода через систему опосредствующих отношений, т. е. необходимо предполагает наличие развернутого дискурсивного процесса, в котором раскрывается эта иерархическая связь понятий и осуществляется "переливание" понятия в др. понятия» (Леонтьев). Этот подход согласуется с идеей Пиаже и Выготского: самое существенное отличие спонтанных понятий от неспонтанных — в данности первых вне системы. См. Мышление комплексное, Обобщение, Предпонятие, Псевдопонятие. (И. А. Мещерякова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Смотреть что такое "житейское понятие" в других словарях:

  • Житейское Понятие — речевое обобщение , формирующееся вне специального обучения, при естественном овладении той или иной предметной областью, в котором оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. По мнению Л.С. Выготского , житейское понятие… …   Психологический словарь

  • понятие житейское — мыслительное и речевое обобщение, формируемое без специального обучения, при естественном овладении некоей областью предметной, в коем оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. Согласно Л. С. Выготскому, понятие житейское… …   Большая психологическая энциклопедия

  • житейское (спонтанное) понятие — <...> понятие, не приобретаемое ребенком в процессе усвоения системы научного знания, <...> новые и незнакомые ребенку слова и понятия обиходной речи, вплетающиеся в ткань уже прежде сложившихся детских понятий. [26.1, 7] Спонтанные… …   Словарь Л.С. Выготского

  • житейское (спонтанное) понятие — <...> понятие, не приобретаемое ребенком в процессе усвоения системы научного знания, <...> новые и незнакомые ребенку слова и понятия обиходной речи, вплетающиеся в ткань уже прежде сложившихся детских понятий. [26.1, 7] Спонтанные… …   Словарь Л.С. Выготского

  • научное понятие — <...> не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли. [1.2.1, 198] <...> развитие научных понятий будет непременно… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Межличностное познание: эталоны — Термин употребляется в неск. значениях. Во первых, эталонами называют житейские представления о личностных свойствах и их сочетаниях, к рые формируются в личном опыте человека (по терминологии Г. Олпорта, «генерализованные обобщения») и к рые… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПРЕДПОНЯТИЕ — (англ. preconcept) не достигший высшей ступени своего развития концепт, находящийся в простом и непосредственном отношении к объекту и не включенный в систему вышестоящего понятия (Л. С. Выготский). Термин «П.» ввел Ж. Пиаже. См. Житейское… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОБЫТИЕ (со-бытие, со-бытийность) — понятие философии 20 в., введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных ( поворотных от нем. Kehre, по Хайдеггеру) реконструкций традиционной метафизики. Как специальный термин, центрирует на себе новаторскую… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… …   Философская энциклопедия

  • ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ —         условное название направления в науке о культуре, по преимуществу занимающегося ценностно смысловыми, “человековедч.” аспектами. Г.к. принципиально близка другим гуманитарным дисциплинам, смежным с нею, искусствознанию и лит ведению,… …   Энциклопедия культурологии

Книги

  • Большая картина, . "В 2004 году в Русском музее состоялась выставка под названием" Большая картина", послужившая материалом для противоречивых отзывов. На самом деле, допустима ли классификация произведений… Подробнее  Купить за 4018 руб
  • Большая картина, Г. Голдовский. "В 2004 году в Русском музее состоялась выставка под названием "Большая картина", послужившая материалом для противоречивых отзывов. На самом деле, допустима ли классификация произведений… Подробнее  Купить за 2565 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.