- музыкотерапия
-
— использование музыки для лечения больных с расстройствами нервной системы. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. С середины ХХ в. возрождается интерес к М. — в ряде стран возникают лаборатории и институты, где изучается влияние музыки на больных с нервно-психическими заболеваниями.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- музыкотерапия
-
см. терапия музыкальная.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- музыкотерапия
-
Этимология.
Происходит от греч. theraрeia - лечение.Категория.Форма психотерапии.Специфика.Основана на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.Виды.Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой "американской школе музыкотерапии" (Illing H.S., Benedict I. Entwicklung und Stand der amerikanischen Musiktherapie // Teirich H.R. (Hrsg.) Musik in der Medizin. Stuttgart, 1958) предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в "шведской школе", основанной на глубинном анализе, предъявление музыки индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования. Литература.Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, с. 256-275;Schwabe C. Musiktherapie bei Neurosen und funktionelltn Storungen. Jena, 1972; Pontvik A. Heilen durch Musik. Zurich, 1955.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.