- методика психодиагностическая
-
— применяются для постановки диагноза психологического (см. психодиагностика). В общем, к таковым можно отнести методики следующих типов: методика бланковая; методика объективно-манипуляционная; методика опросная; методика проективная; методика рисуночная.Более развернутая классификация методик требует выделения общих критериев для разделения на частные подгруппы. Эти критерии таковы:1) тип применяемых методикой тестовых задач;2) адресат используемого методикой тестового материала;3) форма представления тестового материала;4) характер данных, используемых для выводов о результатах диагностики;5) наличие в методике норм тестового материала — норм тестовых;6) внутреннее строение методики.По типу применяемых заданий тестовых различаются методики опросные, утверждающие, продуктивные, действенные и физиологические.По адресату тестового материала различаются методики сознательные, обращенные к сознанию испытуемого (например опросники), и методики бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции (например, методики проективные).По форме представления тестового материала различаются методики бланковые, сенсорные и технические.По характеру данных, используемых для выводов о результатах диагностики, различаются методики объективные, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого и экспериментатора, и методики субъективные, использующие данные, зависимые от желаний и сознания испытуемого или экспериментатора, относимые к их внутреннему опыту и от него зависимые.По критерию наличия тестовых норм различаются методики нормированные, имеющие подобные нормы, и ненормированные, не располагающие таковыми.По внутреннему строению различаются методики одномерные, характерные тем, что диагностируют или оценивают единственное качество или свойство, методики многомерные, характерные тем, что предназначены для диагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств.Одна и та же методика может рассматриваться и оцениваться сразу с нескольких сторон и по разным критериям, так что почти любую методику можно отнести к нескольким классификационным рубрикам. Поэтому приведенные критерии классификации нужно рассматривать как не взаимоисключающие, но взаимодополняющие.В отдельную группу выделяются методики качественные, основанные на качественном анализе экспериментальных данных, и методики количественные, основанные на количественном анализе. Иногда качественные и количественные характеристики сочетаются в рамках одной методики, так что в итоге диагностируемое свойство получает качественно-количественную характеристику.Все психодиагностические методы можно разделить на научные и практические, хотя это весьма условно: большинство методик применяется двояко, но разница все же есть и состоит в том, что методики научно-исследовательские ориентированы главным образом на выявление некоего психологического качества для его сугубо научного познания, а методики практические — на оценку меры его развития и практического применения этих данных. Кроме того, методика научная может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей, требовать специального оборудования и оттого непригодной для широкого практического применения.Основные требования, предъявляемые к методикам психодиагностическим, — это валидность, надежность, однозначность и точность. К основным методикам психодиагностическим относятся:1) тесты интеллекта;2) тесты достижений;3) тесты способностей специальных;4) тесты критериально-ориентированные;5) опросники для выявления интересов и ориентации ценностных личности (см. опросник личностный);6) методики проективные — для диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов;7) методики психофизиологические — для измерения свойств системы нервной: работоспособности, темпа деятельности, переключаемости, помехоустойчивости и пр;8) методики малоформализованные — наблюдение, беседа, контент-анализ и пр.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.