методика проективная

методика проективная
— обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как «значащие переживания», «смыслы личностные» и другие, в коих тоже проявляется пристрастность личностного отражения психического. Эти методики ставят целью именно выявления личностных особенностей отражения, кои не всегда «объективны», но, как правило, личностно значимы. Они бывают бланковыми, опросными и рисуночными (см. методика бланковая; методика опросная; методика рисуночная; см. метод проективный; тест проективный).
Различаются такие группы методик проективных:
1) методики структурирования: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной (см. тест конститутивный);
2) методики конструирования: MAPS, тест мира и его различные модификации (см. тест конструктивный);
3) методики интерпретации: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди (см. тест интерпретативный);
4) методики дополнения: предложения неоконченные, рассказы неоконченные, тест ассоциативный Юнга (см. тест аддитивный);
7) методики изучения продуктов творчества: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тест рисунка дома, рисунок пальцем и пр.;
8) методики изучения импрессии: тест Люшера (см. тест импрессивный).
Названные методики объединяются способностью отражать как на экране самые существенные аспекты личности в их взаимной зависимости и целостности функционирования. Они также отличаются общностью построения и сходством в стратегии проведения эксперимента проективного — в поведении исследователя, подборе стимулов и постановке диагностических задач.
Методики проективные отличаются такими признаками:
1) неопределенность материала стимульного или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза; все это приводит к максимальной проекции личности;
3) измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности — ее способы и особенности проявления — во взаимоотношениях с окружением социальным.
Формальные характеристики проективных приемов обусловливают особую стратегию исследования. Первоочередно это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор должен быть не нейтральным регистратором ответов испытуемого, а его доброжелательным и понимающим партнером; испытуемый же в такой обстановке переживает своеобразный «катарсис». Разумеется, успех во многом зависит от личности экспериментатора и его умения взаимодействовать с испытуемым.
Стимульный материал, применяемый в этих методиках, как правило, не безразличен испытуемому, ибо в свете прошлого опыта обретает некий смысл личностный. Неопределенность — одно из основных условий деятельности испытуемого — способствует проявлению его собственной системы мотивов и ценностей.
За рубежом методики проективные применяются преимущественно в формах клинической деятельности; однако нужно учитывать, что за рубежом термин «клинические методы» не имеет специфического значения, присущего нашему его пониманию, а указывает прежде всего, что исследование ориентировано на выявления индивидуальных способов адаптации и самоадаптации личности.
В своих оригинальных формах такие методики, как тест апперцептивный тематический и тест пятен Роршаха чрезвычайно сложны, громоздки, предполагают высокое мастерство экспериментатора и вместе с тем не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов. Для устранения эти недостатков ведутся исследования в направлении стандартизации методик проективных и их модификации: так, возникли варианты ТАТ Мак-Клелланда и Хекхаузена, упрощенные варианты теста пятен Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга и другие. Отлично от классических, эти варианты методик не стремятся к «всецелому» охвату личности, а исследуют лишь ее определенные стороны и создаются для решения конкретных исследовательских задач.
Большинство методик проективных («техник проективных») тестами в строгом понимании не являются.
Названным критериям удовлетворяют далеко не все методики проективные и не в равной степени. Общепринято мнение о недостаточной объективности методик: могут отсутствовать нормативные данные, недостаточна стандартизованность, и вообще возможность последней проблематична, ибо взаимодействие экспериментатора с испытуемым сильно зависит от личностных особенностей последнего, да и слишком жесткая формализация противоречит самому духу методик проективных. Согласно традиционным способам оценки, методики проективные характеризуются средними показателями валидности и надежности; но опять же, применимость традиционных способов оценки представляется сомнительной. Но в целом они мало субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям.
Поэтому многие психологи низко оценивают их как психометрические инструменты, ибо не исключают влияния на ответы испытуемого в тесте проективном многих ситуационных факторов: инструкций, влияния экспериментаторов, стимулов, временных состояний субъекта и пр. Кроме того, существует проблема надежности и валидности тестов проективных вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных. Развитие метода проективного связано именно с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками.
Ценность и главное назначение методик проективных — выявление присущих личности способов структурирования ее «пространства жизненного», ее субъективного внутреннего мира.
Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных — отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода — концепция искажения апперцептивного.
На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается «скелет» личности — не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная — то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "методика проективная" в других словарях:

  • Методика «Проективная психометрическая оценка взаимодоверия в группе». Т. П. Скрипкина — Предназначена для оценки взаимодоверия в группе. Методика состоит из 7 ступеней взаимооценки. Респондент на каждую ступеньку ставит одного члена своей группы в зависимости от испытуемого к нему чувства доверия. Чем выше ступенька, тем ниже… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • методика психодиагностическая — применяются для постановки диагноза психологического (см. психодиагностика). В общем, к таковым можно отнести методики следующих типов: методика бланковая; методика объективно манипуляционная; методика опросная; методика проективная; методика… …   Большая психологическая энциклопедия

  • методика катарсиса — группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: психодрама, игра проективная; Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Проективная методика — (лат. projectio – бросание вперёд) – в психологии и патопсихологии общий термин (Franк, 1939), обозначает любой тест, приём или набор процедур, разработанных для того, чтобы получить по возможности наиболее полную и достоверную информацию о… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Методика «Незаконченные предложения» — J. M. SaksS. Sidney. Адаптация Г. Г. Румянцева. Вербальная проективная методика «Незаконченные предложения» направлена на изучение отношения респондента к субъектам и объектам в разл. сферах жизнедеятельности, а также представлений о самом себе.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Методика «Цветовое зеркало отношений» — Г. Фрилинг. Модификация В. Н. Кононовой. Цветовое зеркало отношений проективная методика, предназначенная для индивидуальной и групповой психол. диагностики любого человека, начиная с возраста 4 лет. В индивидуальном режиме методика служит для… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА — Общий термин для обозначения любого теста, приема или набора процедур, разработанных для того, чтобы получить информацию о личности человека или понять ее, предоставляя ему возможность реагировать любым способом на неструктурированные или… …   Толковый словарь по психологии

  • Методика «Родительское сочинение» проективная. О. А. Карабанова — Предназначена для диагностики родительской позиции и типа семейного воспитания, выявление особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Коса–Бирмана методика — заколдованная семья (Kos M., Biermann G., 1973). Проективная методика для исследования детей и подростков. Инструкция: Вообрази, что пришел чародей и заколдовал всю семью, взрослых и детей. Нарисуй, что произошло . Затем следуют расспросы об… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • КОСА-БИРМАНА МЕТОДИКА "ЗАКОЛДОВАННАЯ СЕМЬЯ" — [Kos M., Biermann G., 1973]. Проективная методика для исследования детей и подростков. Инструкция: "Вообрази, что пришел чародей и заколдовал всю семью, взрослых и детей. Нарисуй, что произошло". Затем следуют расспросы об истории… …   Толковый словарь психиатрических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»