- динамическая психология
-
(от греч. dynamikos — сильный, подвижный) —1) один из разделов психологии, имеющий своим предметом мотивацию человеческого поведения, влечения, эмоции, конфликты личности, т. е. динамический (побудительный, аффективный) аспект психической жизни в отличие от ее интеллектуальных проявлений;2) одно из направлений психологии, рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности.Наиболее крупный представитель Д. п. — американский психолог Р. Вудвортс, критикуя учение о том, что поведение живых существ исчерпывается связями между внешними раздражителями и ответными реакциями организма (см. бихевиоризм), трактовал психический ответ на внешнее воздействие как сложный, изменчивый акт, в динамике к-рого интегрируются прошлый опыт и своеобразие наличных условий — внутренних и внешних. Этот синтез не может быть объяснен ни ассоциацией исходных элементов, ни их автоматическим объединением в комплексы и достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к цели как фундаментальное свойство живого. Благодаря такому стремлению (потребности) организм оказывается необычайно чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим. Потребность тем самым не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира. Исходя из этих положений, сторонники Д. п. установили ряд важных фактов в области психологии восприятия, построения движений, памяти, процессов чтения и т. д. При этом во всех случаях выявлялось важное значение установки, к-рая, предваряя психический процесс, регулирует его ход (динамику). Д. п. сыграла важную роль в критике механистических концепций, игнорирующих значение внутренних психологических факторов организации поведения.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- динамическая психология
-
Этимология.
Происходит от греч. dynamikоs- сильный и psyche - душа + logos - учение.Категория.Ряд направлений психологии.Специфика.В ней делается акцент на развитии психических процессов, в противоположность понимания их лишь в статике. Основным является вопрос движущих сил психического развития. Этот вопрос решался принципиально различным образом в таких школах, как психоанализ З.Фрейда, понимающая психология В.Дильтея, гормическая психология У.Мак-Дугалла, топологическая психология К.Левина, теория деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, в теории личности Г.Оллпорта и т.д.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.