- психология пропаганды
-
(от лат. propagare — распространять) — прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение и результаты этого процесса. В П. п. рассматриваются:1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;2) психологическая сторона процессов возникновения и функционирования общественных настроений и общественного мнения;3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений.Цель П. п. — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений применительно к состоянию сознания аудитории и возможностям конкретных каналов средств массовой коммуникации для оптимального решения определенных социально-политических задач. С появлением новых технических средств массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования П. п. становились психологические характеристики и возможности каждого из них. Современная П. п. учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая и то, к-рое объективно противоречит их жизненным интересам.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- психология пропаганды
-
— прикладной раздел психологии социальной, имеющий предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваются:1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;2) психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения;3) способы побуждения людей к действиям — в связи с объектами установок и мнений.Как самостоятельный раздел психологии социальной она возникла в первой половине XX в. в США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы были едины в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если исходили из взаимоисключающих философских посылок. Позднее проведенные ими исследования стали основой разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности.Цель психологии пропаганды — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений в их связи с состоянием сознания аудиторий и возможностями конкретных средств массовой коммуникации — для оптимального решения определенных социально-политических задач.Одна из исследовательских задач психологии пропаганды — изучение реальных и потенциальных аудиторий с позиции их ориентации ценностных и потребностей в информации. Ею также анализируются процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием субъектом. Важное направление — выявление критериев эффективности пропаганды.Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая противоречащее их жизненным интересам.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.