тяготение

  • 181ЯСПЕРС — (Jaspers) Карл (1883 1969) нем. философ, один из ярких представителей философии экзистенциализма. Будучи психиатром по образованию, широкую известность получил после опубликования своей работы «Психология мировоззрений» (1919). В 1920 1937 проф.… …

    Философская энциклопедия

  • 182ИНТЕРВАЛ — четырёхмерный (интервал), в теории относительности величина, характеризующая связь между пространств. расстоянием и промежутком времени, разделяющими два события. С матем. точки зрения И. есть «расстояние» между двумя событиями в четырёхмерном… …

    Физическая энциклопедия

  • 183КОСМОЛОГИЯ — (от греч. kosmos мир, Вселенная и logos слово, учение), учение о Вселенной как едином целом и о всей охваченной астр. наблюдениями области Вселенной (Метагалактике) как части целого; раздел астрономии. Выводы К. основываются на законах физики и… …

    Физическая энциклопедия

  • 184ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ — категории, обозначающие осн. формы существования материи. Пр во (П.) выражает порядок сосуществования отд. объектов, время (В.) порядок смены явлений. П. и в. осн. понятия всех разделов физики. Они играют гл. роль на эмпирич. уровне физ. познания …

    Физическая энциклопедия

  • 185РЕЛЯТИВИСТСКИЕ ЭФФЕКТЫ — физ. явления, наблюдаемые при скоростях тел (ч ц) v, сравнимых со скоростью света с. К ним относятся: релятив. сокращение продольных (в направлении движения тела) длин, релятив. замедление времени, увеличение массы тела с ростом его энергии и т.… …

    Физическая энциклопедия

  • 186СОБСТВЕННОЕ ВРЕМЯ — в теории относительности, время, измеряемое часами в собственной системе отсчёта движущегося тела, т. е. часами, жёстко скреплёнными с телом и движущимися вместе с ним. Время протекания к. л. процесса, измеряемое наблюдателем вне тела, в к ром… …

    Физическая энциклопедия

  • 187СУПЕРПОЗИЦИИ ПРИНЦИП — (наложения принцип), 1) допущение, согласно к рому результирующий эффект сложного процесса воздействия представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности, при условии, что последние взаимно не влияют друг на друга. С …

    Физическая энциклопедия

  • 188ЭЙНШТЕЙНА ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ — (см. ТЯГОТЕНИЕ). Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983. ЭЙНШТЕЙНА ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ …

    Физическая энциклопедия

  • 189ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ПРИНЦИП — утверждение, согласно к рому поле тяготения в небольшой области пр ва и времени (в к рой его можно считать однородным и постоянным во времени) по своему проявлению тождественно ускор. системе отсчёта. Э. п. доказан экспериментально с большой… …

    Физическая энциклопедия

  • 190КРИТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ — значение плотности вещества во Вселенной, определяемое выражением где Н постоянная Хаббла (см. Хаббла закон), G постоянная тяготения Ньютона. В однородных изотропных моделях Вселенной (см. Космологические модели )с равной нулю космологической… …

    Физическая энциклопедия

  • 191ПАРАДОКС ВРЕМЕНИ — (парадокс близнецов …

    Физическая энциклопедия

  • 192ФИЗИКА. — ФИЗИКА. 1. Предмет и структура физики Ф. наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиб. общие свойства и законы движения окружающих нас объектов материального мира. Вследствие этой общности не существует явлений природы, не имеющих физ. свойств …

    Физическая энциклопедия

  • 193Александрийская поэзия — древнегреческая поэзия эпохи эллинизма (III I вв. до н. э.), названа по своему главному центру  Александрии (Египетской). Утрата гражданственности содержания и монументальности формы; интерес к частной жизни; рассудочная рефлексия и «учёность»,… …

    Энциклопедический словарь

  • 194Ахматова Анна Андреевна — настоящая фамилия Горенко (1889 1966), русская поэтесса. Примыкала к акмеизму. Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства (с постоянными мотивами разлуки и памяти), сопричастность общенародным трагическим потрясениям XX в.… …

    Энциклопедический словарь

  • 195импрессионизм — а; м. [франц. impressionisme] В европейском искусстве конца 19 начала 20 в.: модернистское направление, основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, его впечатлений и настроений. Французский э. Манера… …

    Энциклопедический словарь

  • 196Иоанн Итал — (вторая половина XI в.), византийский философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью; еретические тезисы Иоанна Итала преданы анафеме в 1082. * * * ИОАНН ИТАЛ ИОАНН ИТАЛ (2 я пол. 11 в.),… …

    Энциклопедический словарь

  • 197новая аттическая комедия — заключительный этап развития (конец IV  III вв. до н. э.) древнегреческой комедии после древней аттической (V в. до н. э.; главный представитель  Аристофан) и средней аттической (конец V в.  вторая половина IV в. до н. э.) комедии. Основные черты …

    Энциклопедический словарь

  • 198Уэллс Орсон — (Welles) (1915 1985), американский кинорежиссёр, актёр. Поставил фильмы: «Гражданин Кейн» (1941), «Великолепные Эмберсоны» (1942), «Макбет» (1948), «Отелло» (1952), «Процесс» (1962), «Фальстаф» (1966) и др. Работал также в театре. Для творчества… …

    Энциклопедический словарь

  • 199устой и неустой — (муз.), общие категории элементов лада (звуков, созвучий). Устой как основная категория (олицетворяет покой, опору) подчиняет себе неустой (движение, тяготение, напряжение). В мажоре и миноре устой и неустой выражаются в функциях тональных. * * * …

    Энциклопедический словарь

  • 200Лейбниц, Готфрид Вильгельм — Готфрид Вильгельм Лейбниц Gottfried Wilhelm Leibniz …

    Википедия