тяготение

  • 141СКЛАДЫВАНИЕ — понятие постмодернистской философии, фиксирующее новый способ артикуляции соотношения внутреннего и внешнего, конституирующий внутреннее как имманентную интериоризацию внешнего. Данная установка представляет собой спецификацию общей… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 142ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА —         Совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад, называется Г. д. Иначе… …

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • 143ТАНЕЦ ЗАПАДНЫЙ — Египет. Важные наглядные сведения о развитии танца в Древнем Египте можно почерпнуть из иероглифических записей, деревянных рельефов, изображений, высеченных на камне, скульптуры и разных предметов из древних гробниц. В Абидосе месте, где, по… …

    Энциклопедия Кольера

  • 144ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ — Теории относительности образуют существенную часть теоретического базиса современной физики. Существуют две основные теории: частная (специальная) и общая. Обе были созданы А.Эйнштейном, частная в 1905, общая в 1915. В современной физике частная… …

    Энциклопедия Кольера

  • 145РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… …

    Энциклопедия Кольера

  • 146СИМФОНИЯ — музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Происхождение. В конце эпохи барокко ряд композиторов, например Джузеппе Торелли (1658 1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso… …

    Энциклопедия Кольера

  • 147Австрийская музыка —         Истоки А. м. восходят к первым столетиям нашей эры. Она развивалась в постоянном взаимодействии с муз. иск вом др. народов, территории к рых сначала примыкали, а потом входили в состав империи Габсбургов. Помимо тесных связей с муз.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 148Английская музыка —         Истоки А. м. восходят к муз. культуре кельтских племён, населявших Британские острова с 4 в. Сохранились образцы древней устной нар. песенной традиции, носителями к рой были барды певцы, исполнители и создатели эпич. и героич. песен.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 149Барток Б. —         (Bartуk) Бела (25 III 1881, Надьсентмиклош, ныне Сынниколаул Маре, Румыния 26 IX 1945, Нью Йорк) венг. композитор, пианист, музыковед фольклорист и педагог. Родился в семье директора сельскохозяйств. школы и нар. учительницы. С раннего… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 150Гендель Г. Ф. —         (Hдndel) Георг Фридрих (23 II 1685, Галле 14 IV 1759, Лондон) нем. композитор.         Большую часть своей жизни (почти 50 лет) прожил в Англии. Родился в семье цирюльника хирурга. Его учителем был композитор и органист Ф.В. Цахау. В 17… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 151Ладовый ритм —         музыкально теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским. Первоначально (с 1908) называлась строение музыкальной речи , с 1918 теория слухового тяготения ; Л. р. наиболее известное её название (введено в 1912). Основы теории Л. р.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 152Мясковский Н. Я. —         Николай Яковлевич (8 (20) IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша 8 VIII 1950, Москва) советский композитор, педагог, муз. критик, муз. обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших сов.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 153Отклонение —         (нем. Ausweichung) принято определять как кратковременный уход в др. тональность, не закреплённый каденцией (микромодуляция). Однако при этом ставятся в один ряд явления разл. порядка тяготение к общему тональному центру и гораздо более… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 154Реализм —         в литературе и искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск ва Р. принимает конкретные формы определённых творч.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 155Соединенных Штатов Америки музыка —         Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 156Соната —         (итал. sonata, от sonare звучать) один из осн. жанров сольной или камерно ансамблевой инстр. музыки. Классич. С., как правило, многочастное произв. с быстрыми крайними частями (первая в т. н. сонатной форме) и медленной средней; иногда в… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 157Финал —         (итал. finale, от лат. finis конец, заключение).         1) В инстр. музыке последняя часть циклич. произв. сонатно симфонического, сюитного, иногда также последний раздел вариационного цикла. При всём многообразии конкретного содержания… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 158ГЕНОН —         (Guenon) Рене Жан Мари Жозеф (1886 1951) франц. мыслитель и мистик. Пройдя период увлечения теософией и оккультизмом, Г. в 1912 принял ислам, а в 1930 переехал в Каир, связав свою жизнь и лит. деятельность с исламским миром. Его… …

    Энциклопедия культурологии

  • 159ИВАНОВ —         Вячеслав Иванович (1866 1949) поэт и драматург, религ. мыслитель серебряного века и рус. зарубежья, историк культуры (гл.обр. античной), теоретик рус. символизма. В 1884 поступил на историко филол. ф т Моск. ун та, в 1886 уезжает для… …

    Энциклопедия культурологии

  • 160ИМАЖИНИЗМ —         (от лат. образ)         лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к рым в России произошло после статьи… …

    Энциклопедия культурологии