- комплекс Эдипа
-
(комплекс Эдипов, комплекс Эдиповский)— понятие, введенное в рамках психоанализа классического, — имманентное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола. Возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, преимущественно бессознательных, заключающихся в половом влечении мальчика к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного пола. Одна из основных категорий фрейдовского учения.Комплекс Эдипа получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, ведомый роком, вопреки своей воле и не зная того, убил своего отца и женился на своей матери. Соответственно этому сыну приписывается сексуальное влечение к собственной матери, обусловливающее агрессию по отношению к отцу, место коего стремиться занять ребенок.Понятие комплекса Эдипа служит объяснению формирования социальной, или моральной, инстанции субъекта (Супер — Эго). Согласно З. Фрейду, комплекс Эдипа извечно тяготеет над всеми мужчинами. Здесь есть усложняющее обстоятельство: комплекс у мальчиков имеет двоякую установку — активную и пассивную, соответственно бисексуальному расположению; так, мальчик и воспринимает отца как соперника по отношению к матери, и хочет заменить отцу мать в качестве любовного объекта. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет коей происходит усвоение мужской роли социальной и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер — Эго (сверх — Я). Отголоски переживаний этого периода жизни можно видеть на протяжении всей жизни, и за огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно увидеть нереализованные сексуальные устремления.Личность формируется в зависимости от переживания этого комплекса; им же в значительной мере определяется и позднейшее поведение. Комплекс Эдипа — один из важнейших источников сознания вины и источник общечеловеческого сознания вины. Он составляет ядро неврозов, являя собой существенную часть их содержания. В нем завершается сексуальность инфантильная. Преодолеть его — задача, предстоящая каждому новорожденному; при неудаче возникает невроз. Различаются две формы комплекса Эдипа: нормальная — активная, и инвертированная.У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс Электры, согласно мифу, убившей свою мать из мести за отца. Здесь он — вторичное образование, кое становится возможным и возникает благодаря подготовительным воздействиям комплекса кастрационного. У мальчиков он первичен и погибает вследствие комплекса кастрационного (см. комплекс Электры; инцест).Справиться с комплексом Эдипа ребенку помогает одна из форм защиты психологической — идентификация; это происходит к пяти — шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Это ведет к развитию нормальной сексуальности. Итак, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.Концепция комплекса Эдипа выражает общую тенденцию фрейдизма к универсализации отдельных патологических психических феноменов.В современном психоанализе понятие комплекса Эдипа часто употребляется расширенно для обозначения и характеризации всей гаммы отношений «семейного треугольника» мать — отец — ребенок.Согласно Э. Фромму, Фрейдовским выводам о комплексе Эдипа следует придать более общий характер и перенести их с сексуальной сферы на межличностные отношения. Сущность инцеста — не сексуальное стремление к членам одной семьи, но лишь одно из выражений гораздо более глубокого и фундаментального желания остаться ребенком, привязанным к оберегающим фигурам, среди коих мать — первая и важнейшая. Отсечение пуповины не в физическом, а в психологическом смысле, — великий вызов развитию человека и самая трудная его задача. Согласно А. Адлеру, наличие в семье сестер и братьев может существенно усложнить ситуацию Эдипа отношения (взаимодействия) и усилить долговременное воздействие его на поведение вне семьи.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- комплекс Эдипа
-
Этимология.
Происходит от лат. cоmplexus - сочетание и имени героя античного мифа, который в силу неведения убивает отца и женится на матери.Категория.Теоретическое понятие классического психоанализа.Специфика.Служит для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер-Эго, Сверх-Я). В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери и связанной с ним агрессии по отношению к отцу, место которого он стремиться занять. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер-Эго.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- КОМПЛЕКС ЭДИПА
-
(англ. Oedipus complex) — одна из важнейших концепций фрейдовского психоанализа. Объясняет становление индивида как социального (морального) субъекта и формирование высшей психической инстанции (Суперэго), в результате чего индивид делается личностью. Интерпретирует также глубинные мотивы взаимоотношений между детьми и родителями. Концепция К. Э. не только отсылает к античному миру об Эдипе, но и сама, как и многие др. концепции психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, но символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки нехарактерную. Именно в виде мифа К. Э. вошел в контекст западной культуры XX в.В наиболее известном варианте суть К. Э. такова: мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агрессия сочетается не только со стремлением, но и с невозможностью занять место отца. Это сочетание приводит в действие механизм идентификации (с отцом) — мальчик «становится» на его место и даже как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности. Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения (мужскую социальную роль), но главное — систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого (отца). Эта система — моральная цензура сознания — образует т. н. Суперэго (Сверх-Я), представляющее в индивидуальной психике социальные нормы и являющееся одним из 3 основных элементов, образующих, согласно З. Фрейду, структуру личности (Ид, Эго, Суперэго). Данная ситуация, происходящая внутри семьи, была ассоциирована с античным мифом об Эдипе, который убивает отца и женится на матери (инцест). Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший запрет на оба эти деяния, понималось Фрейдом как свидетельство того, что в раннем (первобытном) обществе сожительство с матерью и убийство отца были обычным делом (соответствующим естественной мотивации), на которое впоследствии, с развитием общества, был наложен запрет (табу), глубоко укоренившийся в культуре всех народов.Изложенная концепция К. Э. представляет крайний и психологически упрощенный случай. В реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителем, чье место хотел бы занять, но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями. При этом влечение мальчика к матери и агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций (с отцом или с матерью) начинает доминировать лишь в подростковом возрасте, при нормальном развитии совпадая с полом ребенка. Вместе с тем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих родителей, и его Суперэго складывается из моральных представлений как отца, так и матери.Женская версия К. Э. — комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциация — сюжет, в котором микенская царевна Электра убивает собственную мать за то, что та убила своего мужа (отца Электры). В этом сюжете Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет. Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем сходным с К. Э.Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости, всеобщности элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Др. вариант критики — утверждение, что сам К. Э., равно как и особая значимость сексуальных переживаний, «запретного плода», и их вытесняемость в бессознательное, наполненность бессознательного исключительно сексуальной мотивацией (пансексуализм), — феномены современных Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со 2-й трети XX в. конкретно-житейскую активность. Очевидно, обе критические версии, как и ряд эмпирических исследований, воспринимают К. Э. не как психоаналитический миф, а как научную идею. Представителям психоанализа более импонирует то, что концепция К. Э. активно используется в западной культурологии (начало чему положил сам Фрейд) и в искусстве (литературе, кинематографе). (Е. З. Басина.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.