- коллективообразование
-
(от лат. collectivus — собирательный) — стадия группообразования, означающая переход группы в процессе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития и в конечном итоге к коллективу. Процессы К. при этом сопровождаются рядом социально-психологических феноменов: повышением сплоченности и единства коллектива (см. сплоченность групповая, ценностно-ориентационное единство, предметно-ценностное единство коллектива), формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений, проявлением коллективистской идентификации и одновременно коллективистского самоопределения и т. п.). Процессы К. можно наблюдать в учебных группах, где используются коллективообразующие формы обучения (например, в группах социально-психологического тренинга). Эти формы обучения опираются на особые коллективообразующие эффекты, вызывающие активизирующее влияние группы на своих членов (см. фасилитация социальная), что стимулирует развитие коллективистских качеств у членов группы. Исследования показали, что причина активизирующего влияния группы на своих членов в условиях совместной коллективообразующей деятельности заключается в «движении мотива» (как предметно направленной активности определенной силы) от одного субъекта к другому. В процессах взаимодействия или общения один субъект как бы «транслирует» свою активность другому, возбуждая его встречную активность, при этом второй может преобразовать смысловой и (или) эмоционально-оценочный аспект воспринятого мотива и «транслировать» его третьему субъекту (или возвратить первому, если это диалог). Идея движения мотива в совместно действующей группе позволяет понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта, т. е. механизм интериоризации — экстериоризации. Если при обучении созданы условия для движения мотива, то К. и усвоение социального опыта идут максимально эффективно.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- коллективообразование
-
— стадия группообразования, означающая переход группы в ходе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития, в конечном итоге — к коллективу. При этом процессы коллективообразования сопровождаются рядом социально — психологических феноменов:1) повышением сплоченности и единства коллектива (см. коллектив: единство предметно-ценностное);2) формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений;3) проявлением идентификации коллективной и самоопределения коллективного, и пр.Процессы коллективообразования можно наблюдать в учебных группах, где применяются коллективообразующие формы обучения (например, при обучении иностранным языкам интенсивным методом, или в группах тренинга социально — психологического). Эти формы обучения опираются на особые коллективообразующие эффекты, вызывающие активизирующее влияние группы на своих членов (см. фацилитация социальная), что стимулирует развитие коллективистских качеств у членов группы. Причина активизирующего влияния группы на членов в условиях коллективообразующей деятельности заключается в «движении мотива» от одного субъекта к другому. В ходе взаимодействия или общения один субъект как бы транслирует свою активность другому, возбуждая его встречную активность; при этом второй может преобразовать смысловой или эмоционально — оценочный аспект воспринятого мотива и транслировать его третьему субъекту (или возвратить первому, если это диалог). Идея движения мотива позволяет понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта — механизм интериоризации — экстериоризации. Если при обучении созданы условия для движения мотива, то коллективообразование и усвоение социального опыта идут максимально эффективно.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.