Фрейд, Зигмунд

Фрейд, Зигмунд
(1856—1939)
Основатель психоаистиза, прославляемый многими как величайший гений XX века и критикуемый другими за интеллектуальное шарлатанство. Главным вкладом Фрейда в психологию было новое понимание структуры и развития личности. Согласно Фрейду, личность состоит из трех главных взаимо, ;«.йствующих аспектов:
• Ид — вместилище психической энергии, исходящей от непосредственных инстинктов жизни и смерти. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. ищет удовольствия и избегаст боли и страданий. Оно постоянно ищет самовыражения.
• Эго — часть психики, находящаяся в контакте с требованиями Ид и нравственными принципами СуперЭго. Оно действует в соответствии с принципом реальности. контролируя стремление Ид к немсдленному удовлетворению своих желаний и находя уместные способы самовыражения.
• СуперЭго — нравственный аспект личности, продукт социализаиии. Содержит Эгоидеал (стандарты нравственного поведения) и совесть («внутренний голос», который сообщает нам о дурных поступках). СуперЭго играет роль верховного арбитра, раздающего награды (чувство гордости и удовлетворения) и наказания (чувство вины или стыда), в зависимости от активации одной из двух сго составляюших.
Требования Ид («я хочу это, и хочу немедленно») и трсбования Эго («нет, это неправильно») часто вступают в конфликт между собой. Эго борется с этими конфликтами, включая подсознательные защитные мехаиизмы. Они искажают или отрицают реальность таким образом, что мы оказываемся защищенными от беспокойства, порождаемого нерешенными конфликтами. Фрейд считал, что мы все время находимся в состоянии конфликта между Ид и СуперЭго, а также между желаниями личности и требованиями окружающей обстановки. Он полагал, что последний конфликт является неизбежным, поскольку правила и традиции появляются и исчезают, а врожденные человеческие характеристики остаются нсизменными.
Согласно теории Фрейда, жизнь человека делится на пять этапов, которые называются психосексуачьными стадиями развития личности, подчеркивая то обстоятельство, что главной движущей силой является потребность в выражении половой энергии. На каждой стадии эта энергия выражается разными способами и через разные части тела:
1. Оральная стадия (от 0 до 2 лет): рот считается фокальной точкой чувственных ощущений, через которую ребенок проявляет раннюю сексуальную энергию.
2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). С началом развития своего Эго ребенок осознает окружающую реальность и необходимость подчиняться требованиям других людей. Главным на этой стадии получение удовольствия от обретсния контроля над испусканием фекалий.
3. Фаллическая (Эдипова) стадия (от 3 до 6 лет), когда половая энергия начинает фокусироваться на гениталиях. Основным конфликтом на этой стадии является Эдипов комплекс, при котором рсбенок подсознательно хочет обладать родителем противоположного пола и избавиться от родителя своего пола. В результате этого желания мальчики испытывают камплекс кастращш, который впоследствии заставляет их принимать сторону отца (отождествление с агрессором). Явно больше озадаченный процессами женского развития, Фрейд утверждал, что девочки испытывают зависть к пенису (осознание того, что у них нет пениса). которая в конечном счете преодолевается через материнство и рождение ребенка (мужского пола, обладагащего искомым пенисом). Любой другой ход женского развития рассматривался как девиация, или отклонение от нормы.
4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). Это период сравнительного затухания сексуальных интересов. Ребенок укрепляет уверенность в себе и овладевает навыками общения с окружающим миром. Фрейд считал, что на этой стадии предыдущие «переживания и раздражители» подавляются, и у детей развивает младенческая амнезия — т. е. неспособность вспомнить многие события своего раннего детства.
5. Генитальная стадия (от 12 лет и старше). Кульминация психосексуального развития и фиксация половой энергии на гениталиях. В конечном счете это направляет людей к совокуплению и началу следующего жизненного цикла.
По поводу теории Фрейда высказывались разнообразные замечания:
• Фрейд считал конфликты, деструктивные побуждения, похоть и эгоизм неизбежными человеческими качествами. Неофрейдисты подчеркивают важность творчества, любви, альтруизма и надежды.
• Фрейд полагал, что когда девочки обнаруживают у себя отсутствие пениса, они завидуют мужчинам, которые обладают пенисом, примиряясь со своим низшим положением в результате этого недостатка. Согласно альтернативной интерпретации, мужчины завидуют способности женщин создавать и выращивать жизнь в свосм тсле; следовательно. мужчины боятся женщин и завидуют им, считая себя неполноценными по сравнению с женщинами (см. Утробная зависть).
• Фрейд утверждал, что секс и агрессия являются двумя наиболее важными побуждениями в человеческом развитии. Другие исследователи указывали на роль психосоцнальных конфликтов (Эриксои), на потребность в самооценке (Кохут) и на потребность в преодолении чувства неполноценности (Адлср).
• Теория Фрейда, в которой женщины рассматриваются как морально неполноценные существа, является примером альфа-предубеждения. Альтернативныс взгляды на природу женского развития подразумевают существование врожденных различий между мужчинами и женщинами (см. Джиллиган).

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Фрейд, Зигмунд" в других словарях:

  • Фрейд Зигмунд — Зигмунд Фрейд Sigmund Freud Зигмунд Фрейд (1905) Дата рождения: 6 мая 1856 Место рождения: Фрайберг, Австро Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117 …   Википедия

  • ФРЕЙД Зигмунд —     ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6 мая 1856, Фрайберг 23 сентября 1939, Лондон) австрийский психиатр и психолог, основоположник и ведущий теоретик психоанализа. Получил медицинское образование в Венском университете, работал в физиологической… …   Философская энциклопедия

  • Фрейд Зигмунд — Фройд (Freud) (1856 1939), австрийский врач психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям… …   Энциклопедический словарь

  • Фрейд, Зигмунд — Зигмунд Фрейд. ФРЕЙД (Фройд) (Freud) Зигмунд (1856 1939), австрийский врач психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида; в формировании характера и его патологии главную… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Фрейд Зигмунд — (1856–1939) австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, к рые, будучи вытесненными из… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фрейд Зигмунд — (6.05.1856 23.09.1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа . Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80 х гг. ХIХ  …   Психологический словарь

  • Фрейд, Зигмунд — Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud …   Википедия

  • Фрейд Зигмунд — Фрейд (Freud) Зигмунд (6.5.1856, Фрейберг, Австро Венгрия, ныне Пршибор, Чехословакия, 23.9.1939, Хэмпстед, близ Лондона), австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского… …   Большая советская энциклопедия

  • Фрейд Зигмунд — От анатомии мозга к «гипнотическому катарсису»     Нет такого факта в жизни человека, который не был бы так или иначе затронут психоанализом. «Психоанализ это мое творение», признавался Фрейд в одной из своих работ. В поведении ребенка он увидел… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ФРЕЙД Зигмунд — (1856 1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Д р медицины (1881), профессор Венского унта (1902 1938). Поч. д р права университета Кларка (1909), Иностранный член Королевского общества. Основатель Венского… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»