- Принцип сохранения
-
Пониманисе того, что физические характеристики (такие как вес, объем и т. д.) объектов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего облика. Это характеристика дооперационного мышления согласно теории интеллектуального развития по Жану Пиаже. К примеру, ребенку показывают два ряда монет. Каждый ряд содержит одинаковое количество монет с равными промежутками между ними. Затем промежутки между монетами в одном ряду ушеличиваются, и ребенок утверждает, что теперь там стало больше монет, чем в другом ряду. Ошибки в принципе сохранения демонстрируют ряд особенностей в мышлении ребенка, который находится на дооперационной стадии развития: Оно основано скорее на восприятии, чем на логике. Отвлекаясь на изменение внешнего вида, ребенок не способен прийти к осознанию того, что на самом деле характеристики объекта остались неизменными. Дети подвержены центрироваиию, сосредоточиваясь лишь на одном аспекте проблемы и не принимая во внимание другие важные особенности, влияющие на результат. Сосредоточиваясь на конечных результатах, дети рассматривают их как независимые объекты, а не трансформацию одного в другое. Растянутый ряд монет из приведенного выше примера рассматривается как другой ряд, а не как тот же самый, но претерпевший трансформацию. У детей отсутствует обратное мышление; иными словами, ребенок не способен мысленно произвести обратное действие (т. е. сдвинуть монеты в прежнее положение). Некоторые примеры задач на принцип сохранения
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.