- Нравственное развитие
-
В наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети иптериализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравствснного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному универсализму» (определенные ценности. такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное значение для любой культуры и каждого человека). Как и во многих других областях психологии. сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития:• Теория социального обучения рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, которые усваиваются в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей. Ожидание награды или наказания направляет ребенка к такому поведению, которое считается приемлемым в обществе (заметим, что это позиция морального релятивизма).• Теория психоаиализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируется с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем СуперЭго. СуперЭго одновременно играет роль проводника и «голоса совести», направляя личность к социально приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми, олицетворяющими власть и возможность наказания.• Теории когнитивного развития (например, теория Колъберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития. Согласно Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.