ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
(англ. experimental education) — один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают 2 вида Э. о. — индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку, и коллективное Э. о., которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 1960-х гг.
Обучающий эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и целенаправленно формировать их, достигая определенного уровня и качества. Благодаря этому можно экспериментально изучать генезис восприятия, внимания, памяти, мышления и др. психических процессов. Теория психических способностей как прижизненно складывающихся функциональных систем мозга (А. Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) и ряд др. теорий, созданных в отечественной психологии, опирались на данные, полученные в основном с помощью обучающих экспериментов.
Коллективное Э. о. проводится в масштабе целых групп детского сада, классов школы, студенческих групп и т. п. Организация таких исследований прежде всего связана с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении влияния обучения на психическое развитие человека, в частности в изучении возрастных возможностей развития психики человека при разных условиях его деятельности (исследования Л. В. Занкова, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, Б. И. Хачапуридзе, Д. Б. Эльконина и др.). Раньше эти проблемы разрабатывались на массовом материале применительно к системе условий, стихийно складывающихся и доминирующих в данных конкретно-исторических обстоятельствах. Получаемые при этом сведения об особенностях психического развития человека нередко абсолютизировались, а источники развития этого процесса порой усматривались лишь в более или менее постоянной психологической природе самого индивида.
Основная задача Э. о. состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития человека, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т. п. Благодаря этому можно исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психическому развитию в том или ином возрасте. В процессе Э. о. можно сформировать, напр. такой уровень интеллектуальной деятельности ребенка, который нельзя наблюдать у него при обычной системе преподавания.
Проведение Э. о. в целых коллективах (группах, классах или их комплексах) обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий, также дает разнообразный массовый материал для его дальнейшей статистической обработки. Собственно Э. о. должно удовлетворять некоторым специфическим требованиям, вытекающим из необходимости соблюдать основные жизненные интересы испытуемых. Эти исследования не должны вредить духовному и нравственному здоровью участвующих в них людей. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия учебной деятельности.
Методика Э. о. имеет след. основные черты: 1) его содержание и способы проведения тщательно планируются заранее; 2) подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты такого обучения; 3) с помощью особых систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития испытуемых на разных этапах Э. о.; 4) эти данные сопоставляются с теми, которые были получены при обследовании контрольных групп и классов, занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные.
В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное Э. о. все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека. См. также Развивающее обучение.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Смотреть что такое "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Один из основных методов исследования, основанный на тщательном изучении вариантов исследуемого явления при возможном уравнении всех прочих факторов (количество учебных часов, уровень владения языком и др). В ходе Э. о …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ — ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ. См. экспериментальное обучение …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Пренатальное обучение — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения …   Википедия

  • естественный эксперимент — Автор. А.Ф.Лазурский (l910 г.). Категория. Экспериментальная стратегия. Специфика. Проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ + — анализ, анализ осциллографический, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анализ учебных материалов, анкетирование, анкетный опрос, естественный эксперимент, изучение и обобщение опыта преподавания, интервью, интервьюирование,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Московский приборостроительный техникум — Российского государственного торгово экономического университета (МПТ РГТЭУ) Год основания 1940 Расположение Россия Сайт …   Википедия

  • МПТ — Московский приборостроительный техникум ГОУ ВПО Российский государственный торгово экономический институт (МПТ ГОУ ВПО РГТЭУ) Год основания 1940 Расположение Россия Сайт http:// …   Википедия

  • Московский Приборостроительный Техникум — ГОУ ВПО Российский государственный торгово экономический институт (МПТ ГОУ ВПО РГТЭУ) Год основания 1940 Расположение Россия Сайт http:// …   Википедия

  • психология обучения — раздел психологии педагогической, изучающий формирование деятельности познавательной. В ее основе лежит идея, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен проводиться с ориентировкой на тот уровень, который ими достижим в… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.