ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)
- ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)
-
(англ. holistic approach) — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.:
1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний,
поведение, сознание в целом,
деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (
система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, напр., ассоциативные образования в
ассоциативной психологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их — так понималось
гештальт-качество в
Австрийской школе), органическим (части не могут существовать вне целого — психологическое поле,
гештальт в
гештальт-психологии);
2) выделение «целостных» единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого (так, молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);
3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы «психологического поля» в гештальт-психологии, эмоции и «структуры» в Лейпцигской школе, «ведущая деятельность» в концепции Д. Б. Эльконина и др.);
4) законы развития целого.
Ц. п. был введен в психологию гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и др. школами (в культурно-исторической концепции
Л.
С.
Выготского, теории деятельности
А.
Н.
Леонтьева и
С.
Л.
Рубинштейна, «описательной психологии»
В.
Дильтея,
гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются иногда как син., более обоснованной представляется т. зр., в соответствии с которой Ц. п. является составной частью более общего системного подхода (см.
Функционализм), исследующего не только целостность психологических систем, но и др. свойства и компоненты, а также занимается проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п. (Е. Е. Соколова.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
Полезное
Смотреть что такое "ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)" в других словарях:
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД — (англ. holistic approach). Совокупность принципов изучения и рассмотрения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с начала XX в., в школах так называемой целостной психологии рассматривается как антитеза… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
история психологии — Первые научные представления о психике возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в недрах философии в противовес религиозному догмату о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом.… … Большая психологическая энциклопедия
интенция — (от лат. intentio стремление) направленность сознания, мышления на какой либо предмет. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. интенция … Большая психологическая энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — филос. категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Человек давно научился выделять в окружающем мире отдельные объекты, а в объектах составляющие их элементы (напр … Философская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… … Психотерапевтическая энциклопедия
лейпцигская школа — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10 х до середины 30 х гг. ХХ в. Основные представители Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют «второй Л. ш.» после «первой», Вундтовской… … Большая психологическая энциклопедия
целостная психология — общее название для ряда школ и направлений в психологии, предложивших и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений человеческого сознания и поведения. К ним относят Лейпцигскую школу, гештальтпсихологию, школу К. Левина (см. тополо … Большая психологическая энциклопедия
Национальный характер — Национальный характер сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) … Википедия
Функционализм (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Функционализм. Функционализм подход в психологии, сложившийся в конце XIX начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р.… … Википедия