ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
процесс запоминания, основанный на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны и отношения предметов. Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н. А. Рыбников (1923). Его опыты показали, что О. з. в 22 раза успешнее механического. Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на его полноте, скорости, точности и прочности. Как указывает П. И. Зинченко (1961), процессы понимания, прежде чем стать способами произвольного запоминания, должны быть сформированы в качестве специальных целенаправленных познавательных действий. Необходимым условием превращения процессов понимания в логические приемы произвольного запоминания является их совершенствование, доведение до умений и навыков. Основные приемы логической обработки материала: вычленение определенных смысловых кусков, формулирование опорных пунктов (т. е. составление плана) и соотнесение, т. е. связывание смысловых кусков между собой и с ранее известным. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала является основным средством не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития (см. Механическое запоминание, Память смысловая). (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ" в других словарях:

  • ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — запоминание, основанное на понимании внутренних логических связей между частями материала; опирается главным образом на обобщающие связи второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического, т.… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ — ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ. Процесс запоминания, основанный на понимании материала и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее существенные стороны запоминаемого явления. Преимущество запоминания, основанного на понимании, существенно… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. З. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему …   Большая психологическая энциклопедия

  • Запоминание — Мнемоника (греч. τα μνημονιχα искусство запоминания) (мнемотехника) совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных… …   Википедия

  • Запоминание — фиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти, в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным (произвольным, намеренным) и имплицитным (непроизвольным). Методы изучения запоминания соответствуют тому,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МЕХАНИЧЕСКОЕ — ЗАПОМИНАНИЕ запоминание, опирающееся на пространственную и временную близость объектов запоминания; слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались без каких либо преобразований. Механическое… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Кривая забывания — Графическое представление кривой забывания Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в …   Википедия

  • ГОТОВНОСТЬ — к школьному обучению, совокупность морфофи зиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению — совокупность морфофизиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»