МЕЙМАН ЭРНСТ

МЕЙМАН ЭРНСТ
(Meumann, 1862-1915) — нем. педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики и педагогической психологии. Учился в ун-тах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893-1894 гг. ассистент В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — проф. философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала «Архив общей психологии» (1903) и «Журнала экспериментальной педагогики» (1905).
Основная цель экспериментальной педагогики, по М., — дать общей педагогике эмпирическое основание. Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребенок, подросток, юноша); общие закономерности и индивидуальные особенности его физического и духовного развития; этапы развития; психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка (техника заучивания, приемы «умственной гигиены» и пр.); дидактические приемы с т. зр. их эффективности; школьная организация. Методами экспериментальной педагогики являются не только широко понимаемый эксперимент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, а также собирание и анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.). Педагогика должна использовать знания и др. наук (психологии, этики, логики, антропологии и т. д.).
До сих пор не потеряли значения исследования М. приемов заучивания, «умственной гигиены», типологии представлений, обучения детей рисованию и др. Вместе с тем дать целостное представление о развитии ребенка М. не удалось. Придерживаясь механистической теории развития как функции наследственности и среды, М. противопоставлял естественное созревание обучению (воспитанию). Исследования физической и духовной сторон развития, а также отдельно взятых психических процессов оказались оторванными друг от друга. Такое механическое объединение знаний о различных сторонах развития было характерно для педологии, в становлении которой М. сыграл свою роль. Однако идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков сохраняют свою актуальность. (Е. Е. Соколова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МЕЙМАН ЭРНСТ" в других словарях:

  • Мейман Эрнст — (1862 1915) немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 1894 гг. работал ассистентом В. Вундта …   Психологический словарь

  • МЕЙМАН — Эрнст (Ernst Meimann, 1862 1915), один из крупных ученых в области эксперимен ■ тальной психологии и педагогики в Германии, ученик Вундта, проф. Гамбургского ун та; заве дывал там же лабораторией по экспериментальной психологии и педагогике …   Большая медицинская энциклопедия

  • Мейман (Meumann) Эрнст — (29.08.1862 26.04.1915) немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Биография. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 1894 гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897 г. профессор… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЕЙМАН — (Meumann) Эрнст (род. 29 авг. 1862, Юрдинген – ум. 26 апр. 1915, Гамбург) – нем. психолог и педагог; профессор с 1911. Принадлежал к школе Вильгельма Вундта. Явился основателем экспериментальной педагогики. Осн. произв.: «Vorlesungen zur… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»