ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ
(англ. latent learning) заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные данной ситуации, либо обеспечивающие ускорение последующего целенаправленного обучения.
Понятие Л. н. служило ареной борьбы между взглядами на природу научения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Для сторонников последнего (Э. Толмен и др.) оно послужило аргументом в пользу признания когнитивной природы научения против теории, понимающей научение как образование связи стимула и реакции при условии действия подкрепления.
Выявленный сначала в исследованиях на животных, эффект Л. н. дал нач. изучению и практическому использованию его в обучении человека.
В отечественной психологии исследовалось Л. н. у детей. Показана его важная роль для развития речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого. Обнаружен значительный прогресс Л. н. как эффекта зрительных впечатлений на протяжении дошкольного возраста.
Важный раздел психологии когнитивных процессов составляет изучение восприятия иррелевантных (побочных с т. зр. стоящей перед субъектом задачи) сигналов, свойств объектов и др. Ориентирование на сигналы, не составляющие предмета решаемой субъектом задачи, является основой Л. н. Оно проявляется также в форме внезапных «озарений» при решении человеком творческих задач. См. Инсайт.
Добавление ред.: Л. н. у животных исследовалось К. Халлом, который обнаружил, что иногда при введении новых побуждающих раздражителей (подкреплений) животные, показывающие до сих пор незначительные результаты, делают внезапный скачок, достигая уровня научения тех животных, которые все время обучались в благоприятных условиях. Халл интерпретирует эти факты след. образом: наличие хотя бы минимального подкрепления достаточно для формирования навыка, сила которого является функцией количества проб. При этом внешне это научение м. б. незаметным. Введение дополнительного побуждающего раздражителя способствует возрастанию потенциала реакции и проявлению эффекта Л. н. (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Латентное научение
Если во время эксперимента животному позволяют, например, бродить по лабиринту без какого-либо подкрепления, то позднее, оказавшись в лабиринте, оно выучит его быстрее, чем другие животные, не обладающие предварительным опытом. Это кажется очевидным, но ранее считалось, что такие животные, как крысы, могут научиться проходить лабиринт лишь с помощью подкрепления. «Латентное научение» означает, что животное формирует мысленную схему лабиринта без подкрепления и дополнительных стимулов.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ" в других словарях:

  • ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ — См. научение, латентное …   Толковый словарь по психологии

  • Латентное научение — – по Торпу, образование причино следственной связи между двумя индифферентными стимулами без явного подкрепления. Л. н. часто бывает результатом исследовательского поведения животного. Информация, полученная в результате исследования, позднее… …   Словарь дрессировщика

  • Латентное научение — формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно исследовательской деятельности образа… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Латентное научение — (лат. – скрытое, невидимое) – скрытый, внешне не фиксируемый процесс внутреннего развития ученика, его отдельных психических процессов, запоминания, понимания. Этот процесс определяется с момента воздействия до момента открытого проявления. В… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • НАУЧЕНИЕ (у животных) — (англ. learning) индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Научение — (обучение) – изменение поведения, приобретение адаптивных (приспособительных) форм поведения в процессе накопления опыта. Существует несколько классификаций форм Н., например, Торп (1963) различает сенситизацию, привыкание, ассоциативное научение …   Словарь дрессировщика

  • латентное обучение — Этимология. Происходит от лат. latens скрытый. Категория. Форма обучения. Специфика. Формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Научение латентное — – научение, которое уже произошло, но ещё не проявилось в изменении эффективности поведения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НАУЧЕНИЕ, ЛАТЕНТНОЕ — Научение, которое уже произошло, но еще не проявилось в изменениях эффективности выполнения. Этот термин происходит из серии классических исследований, проведенных несколько десятилетий назад. Они показали, что, если сытым животным позволить… …   Толковый словарь по психологии

  • обучение латентное — формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его деятельности ориентировочно исследовательской образа целостной… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»