ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (у животных)


ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (у животных)
(англ. imprinting, нем. Prägung) — специфическая форма научения животных, при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты (см. Инстинкты животных). Такими объектами в естественных условиях являются, прежде всего, носители типичных признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т. п. Син. импринтинг, импринтирование, ранняя память, формирование привязанности. Понятие о З. введено в этологию К. Лоренцом (Lorenz, 1935, 1937).
Наиболее изученная форма З. — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов (напр., цыплята, утята, гусята) или детенышей млекопитающих (г. о. стадные копытные) за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внутригруппового поведения.
З. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сензитивным периодом (или критическим). Процесс З. совершается быстро (часто при первой же встрече с объектом З.), без пищевого или иного подкрепления. Как правило, результат З. не поддается в дальнейшем изменению (необратимость З.).
Фиксируемая при З. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врожденного пускового механизма недостающими компонентами.
Добавление: Т. о., характерными свойствами З., отличающими его от ассоциативного научения (типа выработки условного рефлекса), являются след.: З. имеет место в сензитивный период (как правило, в первые часы жизни); происходит сразу и без подкрепления; сохраняется длительное время; при этом не угасает при отсутствии подкрепления; научение практически необратимо, его трудно переделать (напр., превратить привязанность в избегание) путем ассоциативного научения. Различают филиальное З. (привязанность к родителям), половое, пищевое, термическое, вокальное З., привязанность к «дому» (месту, ландшафту) и т. п.
З. иногда рассматривается как механизм первичной социализации. Предлагалось перенести это понятие на формирование привязанности у ребенка (Джон Боулби). В связи с этим заметим, что З. — это форма облигатного научения (т. е. всеобщее, обязательное и бесплатное образование привязанностей), которое свойственно преимущественно зрелорождающимся видам. Человеку до них далеко. Тем не менее у него тоже формируются привязанности, но нет никакого (даже биологического) смысла, чтобы у человека (и вообще у незрелорождающихся видов) процесс формирования привязанности был жестко привязан к перинатальному периоду и фатально влиял на всю оставшуюся жизнь. Говоря метафорически, некоторым видам природа предоставила мораторий и немного свободы выбора в столь важном деле. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Смотреть что такое "ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (у животных)" в других словарях:

  • Запечатление У Животных — форма раннего научения животных . Характеризуется связыванием некоторых врожденных поведенческих реакций (инстинктов ) с отличительными признаками некоторых объектов, на которые о …   Психологический словарь

  • запечатление у животных — Категория. Форма раннего научения животных. Специфика. Характеризуется связыванием некоторых врожденных поведенческих реакций (инстинктов) с отличительными признаками некоторых объектов, на которые они после этого переносятся, реализуясь как… …   Большая психологическая энциклопедия

  • запечатление — (у животных) специфическая форма научения у животных (см. импринтинг). Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ — (импринтинг) в этологии специфическая форма научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врожденных поведенческих актов. Наиболее изученная форма реакция следования зрелорождающихся птенцов или детенышей… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Запечатление — Содержание 1 История 2 Признаки запечатления 3 …   Википедия

  • запечатление — (импринтинг), в этологии специфическая форма научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врождённых поведенческих актов. Наиболее изученная форма  «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей …   Энциклопедический словарь

  • Запечатление —         импринтинг (англ. imprinting), в этологии (наука о поведении животных) специфическая форма научения (См. Научение) животных; фиксация в их памяти отличительных признаков объектов некоторых врождённых поведенческих актов. Такими объектами… …   Большая советская энциклопедия

  • запечатление (импритинг) — (от англ. impriting – запечатлевать) – специфическая форма научения, процесс фиксации определенной информации в памяти; врожденная фиксация в памяти животных отличительных признаков обьектов, некоторых поведенческих актов …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • научение у животных —      (научение у животных) приобретение и накопление животными в онтогенезе индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы деятельности психической соответственно конкретным условиям среды обитания.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Интеллект животных — Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии[1], cравнительной психологии и зоопсихологии. Жизнь… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.