хоторнский эксперимент


хоторнский эксперимент
Категория.
Феномен социальной психологии.
Специфика.
Был проведен специалистами Гарвардского университета (Э.Мэйо и др.) на предприятии Вестерн электрик в Хоторне. В нем было зафиксировано, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками. Это дало повод пересмотреть бихевиористскую модель обусловливания социального поведения, и в классическую схему был внесен промежуточный элемент: S (стимул) - A (аттитюд) - R (реакция).

Психологический словарь. . 2000.

Хоторнский эксперимент
   ХОТОРНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (с. 640)
   Однажды на заводе американской компании «Вестерн электрик» в городке Хоторн было проведено примечательное исследование, вошедшее впоследствии в учебники психологии под названием Хоторнского эксперимента. Руководство компании было озабочено низкой производительностью труда сборщиц на конвейере. Группа психологов была приглашена для того, чтобы проанализировать условия труда и высказать рекомендации, которые позволили бы поднять производительность.
   Специалистам было известно, что на эффективность трудовой деятельности оказывает влияние целый ряд разнообразных факторов - начиная от окраски стен в производственном помещении и кончая взаимными симпатиями и антипатиями членов рабочей бригады. Значение имеет и скорость движения конвейера, и особенности оформления рабочих мест, и многое другое. Было решено проверить действие как можно большего числа факторов. Начали с простейшего — уровня освещенности в производственном помещении. Ведь понятно, что кропотливый труд сборщиц электротехнических устройств требует хорошей (не слабой, но и не избыточной) освещенности. Создавалось впечатление, что, экономя электроэнергию, компания просто не обеспечивала достаточного освещения. По рекомендации психологов яркость ламп была увеличена. Как нетрудно было предвидеть, производительность труда несколько возросла.
   Не желая ограничиваться этим достижением, психологи решили исследовать и другие возможные факторы. Но ради чистоты эксперимента уже исследованный фактор потребовалось устранить: освещенность была снижена до исходного уровня. Производительность труда также изменилась. Однако, к удивлению исследователей, она вовсе не снизилась до начального уровня (как можно было ожидать), а снова возросла! Объективное ухудшение условий парадоксальным образом повлекло улучшение результатов!
   Чем же был вызван этот неожиданный эффект? Причины - сугубо психологические. У работниц сложилось впечатление, что специалисты-психологи проводят эксперимент с целью улучшения условий их труда. Начало эксперимента оправдало их ожидания: стало светлее, и работать стало легче. Любые дальнейшие шаги, предпринимавшиеся психологами, уже рассматривались как направленные на благо рабочих. Рос и энтузиазм сборщиц, и соответственно производительность труда.
   Таким образом, на результаты деятельности оказывают влияние не столько объективные внешние условия, сколько субъективное к ним отношение. Поэтому рационализация любой деятельности состоит не столько в улучшении условий, сколько в создании оптимальной мотивации.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.

Смотреть что такое "хоторнский эксперимент" в других словарях:

  • Хоторнский Эксперимент — феномен социальной психологии . Был проведен специалистами Гарвардского университета (Э. Мэйо и др.) на предприятии Вестерн электрик в Хоторне. В нем было зафиксировано, что рост производительности труда может быть связан с установлением… …   Психологический словарь

  • ХОТОРНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — англ. Hawthorn experiment; нем. Hawthorh Experiment. Ряд известных исследований, произведенных в США в 20 30 гг. XX в. на хоторнских предприятиях (Чикаго) под руководством Э. Мэйо, предполагали выявить главные факторы производительности труда:… …   Энциклопедия социологии

  • Хоторнский эксперимент — Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Хоторнский эффект». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} и …   Википедия

  • ХОТОРНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — англ. Hawthorn experiment; нем. Hawthorh Experiment. Ряд известных исследований, произведенных в США в 20 30 гг. XX в. на хоторнских предприятиях (Чикаго) под руководством Э. Мэйо, предполагали выявить главные факторы производительности труда:… …   Толковый словарь по социологии

  • Хоторнский эффект — Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Хоторнский эксперимент и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения целесообразности… …   Википедия

  • ЭКСПЕРИМЕНТ СЛЕПОЙ — вид экспериментов , в которых участники и задействованные в них лица не посвящены в цели эксперимента. Э. С. проводятся с целью минимизировать нежелательное поведение его участников и повысить внешнюю валидность эксперимента. И в ходе… …   Социология: Энциклопедия

  • ЭКСПЕРИМЕНТ ХОТОРНСКИЙ — под этим названием объединяется ряд знаменитых исследований, проведенных в США в течение 1924 1932 гг. на Хоторнских предприятиях (Чикаго) и оказавших огромное влияние на все последующее развитие индустриальной социологии. Руководил… …   Российская социологическая энциклопедия

  • общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мэйо — Мэйо, Джордж Элтон Элтон Мэйо (George Elton Mayo, 1880 1949)  американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской… …   Википедия

  • Мэйо, Элтон — Элтон Мэйо George Elton Mayo Имя при рождении: Джордж Элтон Мэйо Род деятельности: социолог, психолог, экономист Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.