- французская социологическая школа
-
Этимология.
Происходит от лат. socialis - общественный, logos - учение.Категория.Социологическая направление.Специфика.Характеризуется общественно-историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, М.Гальбвакс, Ш.Блондель.По мнению Дюркгейма, "внедрение" коллективных представлений, выработанных обществом и представленных общими, религиозными, моральными, социальными идеями, правилами, нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Леви-Брюль разработал учение о двух типах мышления человека - логическом и пралогическом, которые сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном обществе преобладает пралогическое мышление. Современный французский антрополог К.Леви-Стросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества можно выделить константные структуры, в частности парные (диадные) структуры, представленные, например, полярными качествами черного - белого, доброго - злого. Постулат о детерминации психики индивида содержанием общественного сознания был проиллюстрирован на различном материале: Гальбвакс исследовал процессы памяти, Блондель - аффектов. Данное направление оказало влияние на Ж.Пиаже.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
-
(англ. French sociological school) — социологическая концепция, а также разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека. Выдвинута Э. Дюркгеймом (1858-1917) и Л. Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом, Ш. Блонделем. По Дюркгейму, человек — биосоциальное существо, в котором сосуществуют 2 начала: индивидуальное, его основой является организм, и социальное, которое формируется обществом. Общество — это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и служит источником всех высших ценностей. Общество — это совокупность коллективных представлений — общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев. Процесс «внедрения» коллективных представлений в индивидуальное сознание толкуется как чисто духовный речевой процесс взаимодействия сознаний.Леви-Брюль, опираясь на идею Дюркгейма о социальной обусловленности сознания, выдвинул учение о 2 типах мышления человека: логическом и пралогическом. Оба типа сосуществуют на всех ступенях развития общества, но у людей первобытного общества пралогическое мышление преобладает. Эти типы различаются как по содержанию (которым м. б. реальная объективная действительность или магическое, сверхъестественное), так и по своей логике (мышление, подчиняющееся причинно-следственным отношениям, или мышление, нечувствительное к противоречиям, подчиняющееся закону партиципации — сопричастности). В настоящее время фр. антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908), работая в русле Ф. с. ш., доказывает несостоятельность попыток противопоставить первобытное мышление современному и обосновывает положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества существует инвариантный слой — бинарные оппозиции (черное—белое, доброе—злое и т. п.), над которым надстраиваются исторически изменчивые уровни мышления.Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием Гальбвакс применил к анализу явлений памяти, а Блондель — аффективно-волевой сфере человека. Под влиянием идей Блонделя и Леви-Брюля Ж. Пиаже в своих ранних работах развернул концепцию развития мышления ребенка. (А. Н. Ждан.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.