- тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test)
-
Этимология.
Происходит от англ. test - испытание, исследование, лат. profiteor - объявляю своим делом и interest - важно.Автор.М.Ирле (1975 г.).Категория.Опросник для диагностики профессиональных интересов.Специфика.Тест включает в себя: руководство, тестовую тетрадь, бланки ответов, шаблоны ключей и бланки обработки. По своей структуре ориентирован на 9 профессиональных областей: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание. Имеется 4 параллельные формы, две из которых предполагают принудительный выбор из нескольких альтернатив, а две другие - свободный выбор тех или иных профессиональных занятий из общего списка (81 занятие). Тест был сконструирован на эмпирической основе, а именно, при использовании демографических данных о профессиональной занятости в современном индустриальном городе (Штуттгарт). Применение опросника предполагает, что у тестируемого уже произошла "кристаллизация" профессиональных интересов (к 12 годам), что позволяет ему судить об интересности таких деятельностей, в которых он еще реально не участвовал. Тестирование возможно как индивидуально, так и в группе; предполагает ситуацию "бумага-карандаш" (ознакомление с инструкцией и ответы на вопросы); занимает около 35 мин. для форм АА и АБ (с принудительным выбором) или около 15 мин. для форм БА и ББ (со свободным выбором). Обработка алгоритмизирована, проводится по шаблону при сравнении индивидуального профиля с эталонными. В отношении статистических критериев есть данные только о внутренней консистентности (коэффициенты по критерию Кьюдера-Ричардсона для разных шкал имеют значение от 0,75 до 0,95); стандартизация проводилась на достаточно большой выборке (1150 мужчин и 260 женщин).Литература.Irle M. Berufs-Interessen-Test, Bern, 1975; Irle M., Allehoff W. Berufs-Interessen-Test 2, Bern, 1984.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.