- теория социально научения Роттера
-
Автор.
Дж.Роттер.Категория.Поведенческая теория личности.Специфика.В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях.Аксиоматика:1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.5. Опыты личности взаимно проницаемы.6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.1-й концепт. BP x, s1, ra = fE x, s1, ra или BP = E * RV Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP - вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты E - ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV- независимы. RV- шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие). 2-й концепт. E s1 = fE s1 или E = E' + GE Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE - генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике). 3-й концепт. RV a, s1 = fE ra, ... E r(b-n) E ra - ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) - субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели - объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели. 4-й концепт. s1 - психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других. Литература.Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. NY: Prentice-Hall, 1954;Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966; Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.