Стаут (Stout) Георг Фредерик

Стаут (Stout) Георг Фредерик
(6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем - 1944) - английский философ-идеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано.
Биография.
После окончания частной школы учился с 1879 г. в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884 г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св. Иоана, в 1891 г. сменил К.Робертсона в качестве редактора "Mind" (до 1920), с 1994 г. он - преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896 г. по 1898 г. - преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898 г. по 1903 г. - внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника "Personal Idealism", L., 1902. С 1903 г. до своей отставки в 1936 г. он - профессор логики и метафизики в университете Св. Эндрю, здесь создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к своему сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете. Здесь много сил отдал на подготовку молодых философов.
Исследования.
Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, интроспекции и рефлексии: Стаут был последователь метода интроспекции в том виде как его обосновал Р.Авенариус (Analytic Psychology. V. 1-2, L., N.Y., 1896, в рус. пер.: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923). Выступал решительным противником естественнонаучных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что Стаут отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело, и экспериментальное исследование не может изолировано выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф.Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития Стаут перешел с позиций прагматизма к реализму и, затем, к религиозной философии. В 1930-х г.г. выступал решительным противником теории эмерджентной эволюции.
Сочинения.
The Herbartian psychology // Mind. 188, 13, p. 321-338, 473-498;
A Manual of Psychology. L., N.Y., 1899; Groundwork of Psychology. 1903; Studies in Philosophy and Psychology. L., N.Y., 1930; Mind and Matter. L., N.Y., 1931; God and Nature. L., 1952. Литература.
Mace C.A. The Permanent Contributions to Psychology of George Frederick Stout // British J. o. Educat. Psychol. V. 24, Part 2, 1954.

Психологический словарь. . 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Стаут (Stout) Георг Фредерик" в других словарях:

  • Стаут (Stout) Георг Фредерик — (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем 1944) английский философ идеалист, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано . После окончания частной школы учился с 1879 г …   Психологический словарь

  • Стаут Георг Фредерик / Stout, George Frederick — (1860 1944). Стаут отвергал «ментальную химию» и критиковал ассоцианистов за смешение «представленного целого» с «суммой его представленных компонентов». Таким образом, Стаут предвосхитил лозунг гештальтистов: «Целое больше суммы своих частей» …   Психологическая энциклопедия

  • СТАУТ — (Stout) Георг Фредерик (1860 1944) английский философ, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано. После окончания частной школы (1879) учился в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882; магистр, 1885).… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»