- психология акта
-
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.Категория.Психологическая концепция Ф.Брентано.Специфика.Была заявлена в 1874 г. в его труде "Психология с эмпирической точки зрения". Исходит из приоритетности предметности сознания. Душа здесь понималась как лежащий вне возможности исследования субстанциональный носитель духовных актов, среди которых были выделены акты представления, суждения и чувствования, служащие предметом эмпирического изучения. Каждый такой психический акт имеет интенциональность (направленность на объект) и эвидентность (непосредственную самопереживаемость). В силу этого исследование должно быть перенесено с рассмотрения содержания сознания на процесс его наполнения. К данному направлению могут быть отнесены К.Штумпф, А.Мейнонг, С.Витасек и др. Эти идеи оказали существенное влияние на развитие Вюрцбургской школы и гештальтпсихологии.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ПСИХОЛОГИЯ АКТА
-
(англ. act psychology) — психологическая концепция нем. философа Ф. Брентано, выступившая альтернативой вундтовской программы построения психологии («Психология с эмпирической т. зр.» , 1874). Понимание сознания в П. а. восходит к Аристотелю, который дал «функциональное определение души»: у Брентано душа рассматривается как субстанциональный носитель духовных актов (среди которых выделяются акты представления, суждения и чувствования). Однако не душа должна быть предметом эмпирического изучения в психологии, а духовные (психические) акты как проявления души. Сущность психического акта Брентано видел: 1) в его направленности на объект (интенциональностъ) и 2) в его непосредственной самопереживаемости (эвидентность): мы не только сознаем предмет, но и непосредственно знаем об этом сознавании. Брентано призывал изучать сознание не в его содержательном, а в процессуальном аспекте (напр., не видимый предмет как результат восприятия, не ощущения зеленого, красного и т. п. цвета, а сами акты видения предмета или цвета; не представление, а «представливание» и т. п.). Содержания сознания Брентано считал не психическими, а физическими феноменами (в близком к Канту понимании).Методом изучения так понимаемого сознания Брентано считал метод «внутреннего восприятия» актов в их единстве (целостности), который противопоставлялся им методу «внешнего восприятия» в науках о физическом мире как методу расчленения изучаемого на элементы. П. а. оказала влияние на идеи Вюрцбургской школы, изучавшей процессуальную сторону мышления, и — шире — на нем. функционализм, на метод феноменологического наблюдения в целостной психологии и особенно на феноменологию Э. Гуссерля. (Е. Е. Соколова.)Добавление: Важно отметить, что Брентано не отрицал необходимости психологических исследований и концепций др., дополнительного по отношению к П. а., типа, которые собирательно называются «психологией содержания» (англ. content psychology); таковыми считаются психологические системы, напр., А. Бастиана, В. Вундта, Г. Эббингауза, Э. Титченера. (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.