- Пономарев Яков Александрович
-
(25.12.1920, Вичуга Ивановской области - 22.02.1997) - отечественный психолог.Биография.В 1939 г. поступил на философский факультет Московского института истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1952 г. по 1956 г. работал в Уголке им. Дурова. С 1957 г. работал редактором литературы по психологии Издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961 г. по 1966 г. работал в Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Проблемы психологии творчества" и перешел в Институт психологии АН СССР.Исследования.Первые исследования были проведены под руководством А.Н.Леонтьева. Им был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые. На основе этого факта сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи.Сочинения.Психология творческого мышления. 1960Знание, мышление и умственное развитие. 1967; Психика и интуиция. 1967; Психология творчества. 1976 Психология творчества и педагогика. 1976; Методологическое введение в психологию. 1983; Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. 1991
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
(1920-1997) — сов. психолог, доминантой интересов которого были творчество, продуктивное мышление и интуиция. Теоретические изыскания в этой области он совмещал с превосходно выполненными экспериментами по решению разнообразных задач: от учебных задач школьниками до решения творческих задач умственно развитыми взрослыми. П. находил подобие форм поведения детей на этапах развития способностей детей действовать «в уме» и на фазах решения творческих задач взрослыми. Это дало ему основания заключить, что этапы онтогенеза преобразуются в структурные уровни механизма решения задач. П. занимали проблемы природы психики и предмета психологии. П. — автор многих книг, посвященных мышлению (см.: П. Психология творения. Избранные психологические труды. М., 1999). (В. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.