Брунер (Bruner) Джером Сеймур

Брунер (Bruner) Джером Сеймур
(род. 1.10.1915, Нью-Йорк ) - американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.
Биография.
Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941-1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем - ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951-1952, 1961-1972). С 1972 он - профессор Оксфордского университета (Великобритания).
Исследования.
В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life - Histories of the Nazi Revolution (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.) // Character and Personality. 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с Goodman C.) // J. of Abnorm. and Social Psychol. 1947, 42, 33-44; в рус. пер.: Ценности и потребности как организующие факторы // Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с Postman L.) // J. of Personality. 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять "аутохтонные" факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и "директивные", зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин "социальная перцепция". Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой формах (Studies in Cognitive Growth (совм с. Olver R.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте "критические", т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс-культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре "усилителей" (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные "усилители". Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin). 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.
Сочинения.
The perception of people (совм. с Tagiuri R.) // Lindzey G. (Ed.), Handbook of Social Psychology. L., v. 2, 1959;
Mandate from the People. 1944; On Knowing Essays for the Left Hand. 1962; Toward a Theory of Instruction. 1966; Processes of Cognitive Growth Infancy. 1968; The Relevance of Education. 1971; Communication as Language. 1982; Child's Talk. 1983; Actual Minds, Posible Worlds. 1986.

Психологический словарь. . 2000.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Брунер (Bruner) Джером Сеймур" в других словарях:

  • БРУНЕР (Bruner) Джером Сеймур — (р. 1915) американский психолог. Одним из первых начал исследования потребностей и ценностей как организующих факторов восприятия. Труды по проблемам обучения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Брунер (Bruner), Джером Сеймур — (р. 1915)     американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Профессор Гарвардского и Оксфордского университетов, Новой школы социальных исследований в Нью Йорке. Директор Центра по исследованию познавательных… …   Педагогический терминологический словарь

  • Брунер Джером Сеймур — Брунер (Bruner) Джером Сеймур (р. 1.10.1915, Нью Йорк), американский психолог, профессор психологии (1952), директор Центра по исследованию познавательных процессов в Гарвардском университете (с 1961). Одним из первых начал изучение роли… …   Большая советская энциклопедия

  • Брунер Джером Сеймур — (Bruner) (р. 1915), американский психолог. Одним из первых начал исследования потребностей и ценностей как организующих факторов восприятия. Труды по проблемам обучения. * * * БРУНЕР Джером Сеймур БРУНЕР (Bruner) Джером Сеймур (р. 1915),… …   Энциклопедический словарь

  • Брунер Джером Сеймур (Bruner) — (1.10.1915, Нью Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском у …   Психологический словарь

  • БРУНЕР Джером Сеймур — (Bruner, Jerome Seymour) (р. 1915), американский психолог и педагог, один из крупнейших исследователей восприятия, мышления и речи. Ранние работы Брунера опровергали представление о восприятии как о пассивной регистрации событий внешнего мира,… …   Энциклопедия Кольера

  • БРУНЕР — (Bruner) Джером Сеймур (род. 1 okt. 1915, Нью Йорк, штат Нью Йорк, США) – амер. психолог и педагог, чьи исследования относительно ощущения, обучения, памяти и др. когнитивных аспектов у детей оказали столь же значительное влияние на амер. систему …   Философская энциклопедия

  • Брунер — (Bruner)         Джером Сеймур (р. 1.10.1915, Нью Йорк), американский психолог, профессор психологии (1952), директор Центра по исследованию познавательных процессов в Гарвардском университете (с 1961). Одним из первых начал изучение роли… …   Большая советская энциклопедия

  • БРУНЕР — (Bruner) Джером Сеймур (р. 1915) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в ун те Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском ун те (магистр, 1939, доктор… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Брунер Д. С. — БРУ́НЕР (Bruner) Джером Сеймур (р. 1915), амер. психолог. Исследовал потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Тр. по проблемам обучения …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»