Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген


Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген
(4.03.1916, Берлин, Германия - 4.09.1997) - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности.
Биография.
Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога-экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 г. по 1955 г. он - заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 г. по 1983 г. - профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 г. - почетный профессор психологии. Основатель и редактор журналов "Personality and Individual Differences" и "Behaviour Research and Therapy".
Исследования.
Айзенк начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат - групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различны и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии - интроверсии и нейротизма (Dimensions of Personality. L. 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами (The Scientific Study of Personality. L., 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсию - интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения. Так, оказалось, что для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же - быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным. В работе "Биологические основы индивидуальности" (The Biological Basis of Personality. Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию "трехфакторной теории личности". Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне - часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это - обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (например, обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента. В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний - у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные факторно-аналитические исследования различных психологических процессов - памяти, интеллекта, социальных установок.
Диагностика.
На основе "трехфакторной модели личности" им были созданы психодиагностические методики EPI ("Manual of the Eysenck Personality Inventory" (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных - MMQ, MPI("Manual of the Maudsley Personality Inventory", L., 1959).
Терапия.
Айзенк - один из авторов "трехфазной теории возникновения невроза". В данной концептуальной модели развитие невроза описывается как система выученных поведенческих реакций ("The Causes and Cures of Neuroses" (совм. с Rachmann S.), L., 1965). На этой основе были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии.
Сочинения.
Know Your Own IQ;
Criterion analysis: An application of hypothetico-deductive mathod to factor analysis // Psychological Review. 1950, 57, 38-53; Neuroticism // Lewins eugen. Rev. 1951, 43; Dinamics of Anxiety and Hysteria, L., 1957; Behavior Therapy and the Neuroses (Ed.), Oxford, 1960; Experiments with Drugs, Oxford, 1963; Neurose, Konstitution und Personlichkeit // Zeitschrift fur Psychologie. 1966, 176, N 3/4 The Psychology of Polities, L., 1968; Crime and Personality, L., 1970; Handbook of Abnormal Psychology (Ed.), L. 1973; Psychoticism as a Dimension of Personality, 1976; Sex and Personality, L. 1976; The Measurements of Intelligence (Ed.), Lancaster, 1973; The Structure and Measurement of Intelligence, 1979; Intelligenz, Struktur und Messung, B., 1980; Biological dimensions of personality // Pervin L.A. (Ed.), Handbook of Personality: Theory and Research, N.Y., 1990.

Психологический словарь. . 2000.

Смотреть что такое "Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген" в других словарях:

  • Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген — (род. 4.3.1916 г.) английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности . Образование получил в Лондонском университете (доктор фил …   Психологический словарь

  • Айзенк (Eysenck), Ханс Юрген — (1916 1997)     английский психолог. Директор психологического отделения Госпиталя Модсли в Лондоне (с 1946), профессор Лондонского университета (с 1955). В выдвинутой А. концепции личности в качестве основных её характеристик выступают… …   Педагогический терминологический словарь

  • Ханс Юрген Айзенк — Ганс Юрген Айзенк Hans Eysenck Дата рождения: 4 марта 1916 Место рождения …   Википедия

  • АЙЗЕНК — (Eysenck) Ханс Юрген (р. 16.3. 1916, Берлин), англ, психолог. Ученик и последователь С. Берта. Окончил Лондонский ун т (1938). Директор психол. отделения Госпиталя Модели в Лондоне (с 1946), проф. Лондонского ун та (с 1955). В выдвинутой А.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АЙЗЕНК — (Eysenck) Ханс Юрген (1916 1997) английский психолог, создатель факторной теории личности. Образование получил в Лондонском ун те (д р философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога экспериментатора в госпитале Mill… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.