Ушинский Константин Дмитриевич

Ушинский Константин Дмитриевич
(1824–1870) — русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения («Человек как предмет воспитания», 1868–1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией У. считал «полурефлексы», к к-рым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, к-рых он не имел от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: «добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему». Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. Большое внимание У. уделял развитию психики в различные возрастные периоды (см. возраст), соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
(1824-1870/71) — известный рос. педагог, по признанию многих — основоположник научной педагогики в России. Сторонник демократизации школьного обучения и развития женского образования. Особое внимание У. привлекали вопросы, смежные для педагогической и общественной мысли, и в первую очередь — цели обучения, которые он понимал не только как приобретение запаса знаний, но и как развитие умственных способностей ученика, а также развитие в нем желания и способности к дальнейшему самостоятельному их приобретению. Главные задачи школы У. видел в том, чтобы давать представление о многообразии действительности и обучать методам ее познания.
Круг научных интересов У. в современной терминологии обнимает теоретические и практические проблемы педагогики, общей, педагогической и практической психологии. Свойственные У. «антропологизм» и «психологизм» проявлялся в понимании содержания школьного образования, проблем организации обучения, построения учебных планов и программ, требований к учебным книгам и т. д. Залог решения всех этих и многих других проблем У. видел в опоре на психологический закон развития души человеческой. В трудах У. развиваются общие дидактические принципы и конкретные методы обучения, причем в большей степени его интересовал начальный этап обучения; он даже разработал звуковой метод одновременного обучения чтению и письму. Многие идеи У. превратились в «азы» педагогической науки и воспринимаются в настоящее время как нечто само собой разумеющееся (напр., значение изучения естественных наук для развития наблюдательности, логичности и критичности мышления), что отнюдь не умаляет их ценности, др. же и по сей день остаются недопонятыми (напр., роль обучения родному языку и, в частности, изучения грамматики, которая способствует развитию не только сознания, но и самосознания и, т. о. «очеловечивает» человека).
Основными трудами У. — составленные 2 книги для первоначального классного чтения — «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), выдержавшие уже к 1901 г. более 100 изданий каждая, а также фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (1868-69). (И. А. Мещерякова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Ушинский Константин Дмитриевич" в других словарях:

  • Ушинский, Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский. УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824 1870/71), основоположник научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского идея народности воспитания признание творческой силы трудового народа в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ушинский Константин Дмитриевич — Ушинский (Константин Дмитриевич, 1824 1870) знаменитый русский педагог; родился в Новгород Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в… …   Биографический словарь

  • Ушинский, Константин Дмитриевич — (1824 1870) знаменитый русский педагог; род. в Новгород Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. У. отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на… …   Большая биографическая энциклопедия

  • УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич — (1824 1870/71) основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846 49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854 59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ушинский Константин Дмитриевич — [19.2(2.3).1824, Тула, √ 22.12.1870 (3.1.1871), Одесса, похоронен в Киеве], русский педагог демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. В 1846 √ 49 профессор Ярославского… …   Большая советская энциклопедия

  • Ушинский Константин Дмитриевич —       (1824 1870), педагог. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). С сентября 1849 в Петербурге. С 1854 преподаватель, с 1855 инспектор классов в Гатчинском сиротском институте (Гатчина, проспект 25 Октября, 2;… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Ушинский Константин Дмитриевич — (1824  1870/1871), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846 49 профессор ярославского Демидовского лицея, в 1854 59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского… …   Энциклопедический словарь

  • Ушинский Константин Дмитриевич — Памятник К. Д. Ушинскому. Памятник К. Д. Ушинскому. Санкт Петербург. Ушинский Константин Дмитриевич (1824—1870), педагог. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). С сентября 1849 в Петербурге. С 1854 преподаватель, с… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Ушинский, Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский …   Википедия

  • Ушинский Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский Дата рождения: 19 февраля (2 марта) 1824 Место рождения: Тула …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»