Блонский Павел Петрович

Блонский Павел Петрович
(1884–1941) — российский психолог и педагог. Б. рассматривал психологию как науку о поведении живых существ («Очерк научной психологии», 1921). Ему принадлежит ряд исследований по педологии («Педология», 1934, 1936) и возрастной психологии («Очерки детской сексуальности», 1935). Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Б. анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения («Память и мышление»; «Развитие мышления школьников», 1935). Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

Блонский Павел Петрович
(14.05.1884 - февраль 1942) - российский педагог, психолог и философ.
Биография.
Среднее образование получил во второй киевской классической гимназии. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. С 1908 г. преподавал психологию и педагогику в московских гимназиях. С 1913 г. - приват-доцент Московского университета, Высших женских курсов и университета Шанявского. В 1918 г. защитил диссертацию "Философия Плотина". Преподавал в 1-м и 2-м Московских университетах. Один из организаторов Академии социального воспитания в Москве, первый ее преподаватель и профессор (1919-31). В 1930-41 гг. - заведующий лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи Института экспериментальной психологии. Доктор педагогических наук (1935).
Исследования.
В "Очерке научной психологии" (1921) предложил понимание психологии как науки о поведении живых существ. Позже отошел от этих взглядов и стал в качестве предмета психологии рассматривать сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался проблемами развития мышления, воли, сексуального развития. Сторонник педологии.
Сочинения.
Философия Плотина. М., 1918;
Трудовая школа. Ч. 1-2, 1919; Курс педагогики. М., 1918; Современная философия. Ч. 1-2, М., 1918-22; Психологические очерки. М., 1927; Педология. М., 1925; Педагогическое тестирование. 1927; Краткий способ измерения умственного развития детей. 1929; Память и мышление. 1935; Развитие мышления школьника. 1935; Психологический анализ припоминания. 1940

Психологический словарь. . 2000.

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(1884-1942) — рос. и сов. педагог, психолог и философ. До Октябрьской революции бы приверженцем идеализма, написал не потерявшую до сих пор своей значимости философскую работу о неоплатонике Плотине. После революции перешел на марксистские позиции. Предметом психологии Б. считал поведение, которое (в отличие от бихевиористов) не отрывалось им от сознания и рассматривалось как «сознательное поведение». Выступал за превращение всей психологии в социальную, т. к. поведение человека, по Б., следует рассматривать как функцию социальной жизни. Б. — автор одной из классификаций видов памяти, проведенной по генетическому принципу: Б. выделяет моторную, аффективную, образную и вербальную память (см. Памяти виды). Исследовал также процессы развития мышления, сексуальное развитие детей. В первые годы сов. власти являлся горячим приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе. До революции, читая психологию и педагогику в народном ун-те А. Л. Шанявского, оказал влияние на учившегося там на историко-философском факультете Л. С. Выготского, который с тех пор стал серьезно заниматься психологией. (Е. Е. Соколова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Блонский Павел Петрович" в других словарях:

  • БЛОНСКИЙ Павел Петрович — (1884 1941) российский педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и профессор (до 1931) Академии социального воспитания в Москве. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти …   Большой Энциклопедический словарь

  • Блонский Павел Петрович — (1884 1942) российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение , тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти , осуществленной на генетическом… …   Психологический словарь

  • Блонский Павел Петрович — [14(26).5.1884, Киев, ‒ 15.2.1941, Москва], советский педагог, психолог, историк философии. Доктор педагогических наук (1935). В 1907 окончил историко филологический факультет Киевского университета. В 1903‒17 член партии эсеров. С 1913 приват… …   Большая советская энциклопедия

  • Блонский, Павел Петрович — БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884 1941), педагог и психолог. Один из организаторов (1919) Академии социального воспитания в Москве. Труды посвящены проблемам общей и детской психологии и истории философии. Разрабатывал генетическую теорию памяти,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Блонский Павел Петрович — (1884 1941), педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и профессор (до 1931) Академии социального воспитания в Москве. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Блонский, Павел Петрович — (р. 1884) педагог, философ и психолог. С трудами по педагогике, составляющей его основную специальность, он выступил до революции, но широкую известность не только в СССР, но и за границей он приобрел после выхода его работы "Трудовая… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Блонский, Павел Петрович — Павел Петрович Блонский Павел Петрович Блонский Дата рождения: 14 (26) мая 1884 …   Википедия

  • Блонский Павел Петрович — Пвел Петрович Блонский Дата и место рождения: 14 мая (26 мая) 1884(18840526) Киев Дата и место смерти …   Википедия

  • БЛОНСКИЙ Павел Петрович — (1884 1941), русский философ, психолог. Родился в Киеве 14 мая 1884. Окончил историко филологический факультет Киевского университета. Занимался античной философией и прежде всего платонизмом. Был учеником Г.И.Челпанова. Магистерская диссертация… …   Энциклопедия Кольера

  • БЛОНСКИЙ Павел Петрович — (14(26).О5. 1884, Киев 15.02.1941, Москва) психолог, философ, педагог. Учился на историко филологическом ф те Киевского ун та; будучи студентом, переводил тексты Платона и др. древнегреч. философов; магистерская диссертация была посвящена… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»