концепция формирования поэтапного
- концепция формирования поэтапного
-
(концепция поэтапного формирования умственных действий) — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть этапов, на коих происходят эти изменения:
1) формируется мотивационная основа действия — складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения;
2) составляется схема ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров и указания, учет коих необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется;
3) формирование действия в материальной (материализованной) форме: субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности — на схему ориентировочной основы действия;
4) «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, выступающей как опора для становящегося действия;
5) формирование действия во «внешней речи про себя»: происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи;
6) речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем лишь конечный результат — предметное содержание действия (-
интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, свертывается. Практически формирование нового действия или понятия может проходить с пропуском ряда перечисленных этапов. Но расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия — все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы формирования поэтапного действий умственных. Специальная организация этой концепции при постановке цели получения действия с определенными, заранее заданными показателями обобщенности, разумности, сознательности, критичности и прочего, называется планомерно — поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются экспериментатором и жестко контролируются. Так открывается возможность установить четкие связи между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. В этом случае планомерно — поэтапное формирование умственных действий становится методом исследования психологического, разновидностью метода экспериментально — генетического (-
метод психогенетический). Практическое применение концепции формирования поэтапного действий умственных в общем и специальном обучении ставит задачу повысить качество формируемых действий и понятий у обучаемых при сокращении сроков их подготовки.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
Полезное
Смотреть что такое "концепция формирования поэтапного" в других словарях:
концепция формирования поэтапного действий умственных — (концепция поэтапного формирования умственных действий) учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть этапов, на коих происходят… … Большая психологическая энциклопедия
поэтапного формирования умственных действий концепция — выдвинутое П. Я. Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В П. ф. у. д. к. выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения. На первом этапе… … Большая психологическая энциклопедия
Поэтапного формирования умственных действий концепция — выдвинутое П.Я. Гальпериным психологическое учение о закономерностях прижизненного формирования конкретных элементов психической жизни человека умственных (идеальных) действий, образов и понятий. Следует дифференцировать расширенную трактовку П.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В К. п. ф. у. д. выделяются шесть этапов, на которых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная (см.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий (разработано П.Я.Гальпериным). В К. п. ф. у. д. выделяют шесть этапов. На первом этапе формируется мотивационная основа действия… … Педагогический словарь
теория поэтапного формирования умственных действий — Этимология. Происходит от греч. theoria исследование и лат. formare образовывать. Автор. П.Я.Гальперин. Категория. Концепция управления процессом образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий. Специфика. Основана на… … Большая психологическая энциклопедия
теория формирования действий умственных — (теория поэтапного формирования умственных действий, теория планомерного формирования умственных действий) концепция, разработанная П. Я. Гальпериным и развитая его последователями. Представляет собой общие психологические основы формирования з … Большая психологическая энциклопедия
Теория Поэтапного Формирования Умственных — действий концепция, разработана П.Я. Гальпериным , об управляемом извне процессе образования представлений и понятий об объектах на … Психологический словарь
Теория поэтапного формирования умственных действий — (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) современная концепция обучения, нашедшая широкое распространение и применение при обучении военнослужащих. Согласно этой теории, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков и умений, происходит путем… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
теория поэтапного формирования умственных действий — современная концепция обучения, нашедная широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т.д. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике