- эффект бумеранга
-
(от англ. boomerang — метательное оружие, возвращающееся к владельцу) — наблюдающийся главным образом в психологии пропаганды и педагогической психологии эффект, заключающийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Как правило, Э. б. возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т. п.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- эффект бумеранга
-
— состоит в том, что при некоих воздействиях источника информации на аудиторию или отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому; наблюдается преимущественно в психологии пропаганды и психологии педагогической. Как правило, он возникает, если:1) подорвано доверие к источнику информации;2) передаваемая информация долгое время носит однообразный характер, несоответственный изменившимся условиям;3) субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию, и пр.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
-
(англ. boomerang effect) — изменение (сдвиг) аттитюда (социальной установки, убеждения) в обратном — относительно планировавшегося (целевого, ожидаемого) — направлении (см. Аттитюда изменение). Син. негативное изменение аттитюда. Э. б. нередко возникает в результате неуклюжих, неделикатных попыток повлиять на чувства, планы, убеждения адресата, аудитории. Напр., успокоительная, по интенции адресанта (врача, министра, главы государства) речь может вызвать прямо против. эффект. (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.